Кирилло-Белозерский монастырь — мужской монастырь на берегу Сиверского озера, основанный Кириллом Белозерским в 1397 году.

Этот самый большой российский монастырь с одиннадцатью великолепно сохранившимися храмами, гражданскими постройками и фортификационными сооружениями — настоящая крепость: средняя высота стен достигает 10,5 м, а ширина — 7 м.

Уже в далеком прошлом путешественники отмечали удивительный патриархальный покой, царящий в городском укладе и сельском быту Белозерского и Кирилловского уездов. Многие утверждают, что этот покой сохранился здесь и по сей день…

Сегодня можно с уверенностью сказать, что шоу-фестиваль «Город» уже стал доброй традицией: 23–25 февраля этого года он состоялся уже в четвертый раз. Автор идеи и самый активный помощник в организации этих мероприятий — архитектурная мастерская Асадова (Москва). Первые три фестиваля («Город-на-воде», «Город-на-снегу» и «Город детства») проходили в Суханово, бывшей усадьбе князей Волконских, где теперь размещается Дом отдыха московских архитекторов.

В этом году очередной фестиваль «Город-крепость» оказался под угрозой срыва. Дело в том, что архитектурные мастерские, участвующие в зимних шоу, строят свои конкурсные проекты из снега, а в традиционном месте проведения таких мероприятий — подмосковной усадьбе Суханово основной стройматериал просто отсутствовал. Более того, синоптики даже и не прогнозировали появления снежного покрова. Надо было срочно менять место, время и правила проведения фестиваля. За снегом был организован поход, и конечно, на Север — в древний Кириллов.

Благодаря переезду расширилась и география фестиваля. Если ранее в нем принимали участие исключительно представители столицы, то теперь появились команды из Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Ярославля и даже Иркутска, всего около 200 человек, объединенных в 30 команд. Поэтому и к организаторам, Московскому союзу архитекторов, присоединился Союз российских архитекторов.

Кириллов, в черте которого находится Кирилло-Белозерский монастырь, поразил всех участников фестиваля: его, казалось, отделяли от Москвы не только километры, но и века. Чудный тихий городок с печными трубами, белым снегом под слоем копоти от дыма… Но самое главное: его — снега — было достаточно.

Условия для снежного строительства были не самые удачные — при температуре -15°С снег никак не хотел лепиться. Однако безвыходных положений не существует. Проявив смекалку, участники взяли на вооружение три основные строительные технологии: выпиливание кирпичей из утоптанного снега, заливка водой, а также «технологию куличиков», по которой, в частности, была построена «Батрешка» — одна из трех работ, победивших на конкурсе.

Техника снежных кирпичей
Техника снежных кирпичей
Куличиковая техника
Куличиковая техника

В рамках фестиваля компании Autodesk и CSoft провели конкурс проектов «Две башни — от виртуальной к реальной!» Каждой команде было предложено разработать с помощью компьютерных программ одну из башен или любой другой крепостной элемент «Снежного города», разместившегося на территории древнего Кирилло-Белозерского монастыря и повторяющего его в плане. Победителей ждали призы — бесплатный пятидневный курс обучения группы из 10 человек работе с одним из программных продуктов: Autodesk Revit Building, Autodesk Architectural Desktop, Autodesk 3ds Max.

«Батрешка». Архитектурная мастерская Т. Башкаева
«Батрешка». Архитектурная мастерская Т. Башкаева
«Башни снесло». Архитектурная мастерская М. Виссарионова
«Башни снесло». Архитектурная мастерская М. Виссарионова

К сожалению, не все участники успели прислать свои проекты, поэтому некоторые талантливые работы не смогли участвовать в конкурсе.

До самого момента вручения сертификатов на обучение мы ходили от одной башни к другой, определяя победителей. Это давалось с трудом: не очень-то проторенные дорожки в сугробах и не очень-то освоенная обувь (настоящие, купленные здесь же на ярмарке высокие валенки!) не способствовали быстроте наших перемещений. Между тем «Город» менялся с каждой минутой. Темнело, башни не просто достраивались: они окрашивались, но главное — подсвечивались! В темноте «Город» стал и вовсе неузнаваем. Мы порадовались, что не выбрали победителей до наступления сумерек — пришлось бы менять решение! Еще два дня назад здесь были лишь девственные сугробы, а сейчас — броуновское движение множества людей между башнями, факелами; и сверху надо всем этим — восторг и праздничный салют… Впечатления самые пьянящие! Или это был глинтвейн?..

Конечно, в завораживающей кутерьме, среди поистине сказочных построек выбрать победителей было крайне сложно. И все же лучшими были признаны (называю в алфавитном порядке, чтобы никого не обидеть) архитектурные мастерские Асадова, Башкаева и Виссарионова.

Третий день был посвящен уборке территории и экскурсии в еще одну жемчужину русского Севера — монастырь Ферапонтово.

«Гравицапа». Архитектурная мастерская А. Асадова

Хотя прогнозы синоптиков так и не оправдались и в конце февраля снега в Москве выпало достаточно, я несказанно рада, что фестиваль состоялся именно в Кириллове. И эти чудные места, и замечательная кампания надолго останутся в моем сердце. Единственное — немного завидую тем, кто поедет на следующий «Город», который планируется организовать 14–22 июля на Байкале.

Ольга Комиссарова
Consistent Software Distribution
Тел.: (495) 642−6848
E-mail: komissarova@consistent.ru