Введение

Мы посчитали нужным создать этот материал, так как в образовательных учреждениях студентов часто учат работать по принципу «каждый сам за себя». Ребята ничего не знают ни о работе в группе архитекторов, ни о правильном взаимодействии со смежными специалистами.

Такой подход к обучению совершенно неактуален — ведь сразу после обучения выпускник попадает в коллектив, где нужно обладать навыками командной работы.

Мы не только попросили коллег поделиться опытом внедрения командных проектов в учебный процесс, но и собрали полезные материалы, которые помогут вам выстроить работу в команде.

Вам стоит ознакомиться с этим материалом, если вы:

  • преподаватель архитектурного проектирования или информационных технологий, который стремится выпускать максимально подготовленных учеников;
  • студент, который хочет работать над проектом в команде, но не знает, с чего начать;
  • сотрудник бюро, собирающийся внедрить командную работу (ведь так проектная документация будет появляться у заказчика гораздо быстрее).

Как обучают в колледжах и вузах

Сейчас обучение в большинстве вузов на территории России, Грузии и стран СНГ организовано так, что каждый студент работает над своим проектом строго индивидуально. Но, если задуматься, учебное заведение должно готовить студентов к предстоящей трудовой деятельности. А скольким студентам предстоит стать единоличными авторами собственного проекта? Реальность такова, что вчерашний выпускник приходит в бюро и становится частью большого творческого коллектива. Студенты часто принимают участие в конкурсах и воркшопах — именно так они получают навыки работы в команде. Но мы как компания понимаем, что этого недостаточно. Что командную работу лучше осваивать в рамках учебного процесса в вузе или колледже. В этом материале мы хотели бы поделиться опытом преподавателя Калининградского бизнес-колледжа Дарьяны Верлен, которая начала использовать решение BIMcloud Basic 1 для командной работы со своими студентами. В активе Дарьяны знания, практика, опыт участия ее студентов в финале национального чемпионата WorldSkills — и все это с применением инструментов коллективной работы!

Что такое BIMcloud и почему его начали использовать

Для начала давайте вспомним, как строилась работа до появления информационного моделирования.

Весь проект хранился в полностью независимых друг от друга документах. Таким образом, каждому из проектировщиков доставались определенная роль и файл, над которым он работал единолично. Понятно, что у этого способа были очевидные недостатки:

тяжело искать ошибки на этапе проверки; трудно «стыковать» отдельные файлы от разных специалистов; участники проекта не знают, над чем работает каждый из коллег, и могут выполнять одну и ту же работу; коммуникация и постановка задач осуществляются через сторонние приложения; если области работы оказываются смежными и должны выполняться одновременно, это приводит к дополнительным затратам на этапе строительства в связи с многочисленными ошибками.

Все эти минусы устранил современный принцип командной работы в BIMcloud Basic. Участники проекта работают в едином файле, который размещен на сервере. Подключившись к этому файлу, каждый резервирует элементы для работы — это исключает дублирование и позволяет видеть, кто и какой задачей занят в данную минуту. Есть возможность распределения ролей, постановки задач и многое другое.

BIMcloud Basic используют архитектурные компании, начали осваивать этот инструмент и в учебных заведениях. Например, в Калининградском бизнес-колледже (КБК) есть преподаватели, которые уже применяют нашу систему командного взаимодействия.

Беседуем с Дарьяной Верлен, заведующей кафедрой архитектуры и дизайна АНО ПО КБК.

Дарьяна, расскажите о вашей системе преподавания. На каком курсе впервые знакомятся с Archicad?
Дарьяна Верлен, заведующая кафедрой архитектуры и дизайна (АНО ПО КБК, Калининград) Дарьяна Верлен, заведующая кафедрой архитектуры и дизайна (АНО ПО КБК, Калининград)

Я солидарна с преподавателями, которые считают, что с порога учить ребят работе за компьютером будет не совсем правильно. Поэтому на втором курсе у студентов активно нарабатывается навык ручной графики. Проектируют они тоже, соответственно, с рапидографом в руке. Но на том же втором курсе, и это важно, у нас есть набор дисциплин, в рамках которых студенты начинают локальное знакомство с Archicad.

Например, изучая основы проектно-исследовательской деятельности, ребята учатся читать ГОСТы, проверять их актуальность, оформлять чертежи в соответствии со всеми правилами. На этом этапе мы открываем Archicad, начинаем дорабатывать наборы перьев, создавать толщину линии, разбираться в необходимости применения каждой.

У второкурсников начинается дисциплина «Строительные материалы», опять же с применением Archicad. К примеру, проходим глиняные материалы. Я уже дала им практическую работу на дом, они «промониторили» местный рынок, выписали производителей и характеристики их товаров, сопоставили с ГОСТами. И вот теперь самое время открыть программу, скорректировать Библиотеки материалов, заложить в них свойства: теплопроводность, пористость и прочее. А когда в изучении конструкций мы дойдем до отдельных конструктивных элементов, настанет черед разрабатывать и создавать свои Многослойные Конструкции.

Таким образом, мы постепенно готовим идеальный шаблон файла, чтобы в дальнейшем ребята работали быстро и корректно.

На каком этапе и зачем ваши студенты начинают использовать BIMcloud Basic и Teamwork?

Коллективная работа начинается к концу третьего курса, когда мы делаем проект индивидуального жилого дома. Как преподавателю мне всегда нравится, когда студенты помогают друг другу — я вижу перед собой дружный коллектив. Но при этом вижу и то, что каждый студент — отдельная личность, которая ведет себя максимально обособленно. И работа над проектом в коллективе — тот прием, который позволяет показать ребятам, что быть частью команды — это здорово.

Концепция архитектурной среды с разработкой функционального зонирования учебного, общественного и ландшафтного пространств Калининградского бизнес-колледжа.
Автор: Алина Веселова

Затем, в начале четвертого курса, по программе начинается практика. Честно говоря, я люблю всё брать в свои руки, поэтому студенты проходят производственную практику в мастерской колледжа. Так я буду уверена, что сформирую у них необходимые компетенции.

Насколько сложно объяснять работу в команде, а ребятам — освоить ее принципы?

Совсем недавний пример. Во многом командная работа оказалась для ребят сложна скорее психологически. Они привыкли, что каждый сам за себя, и потому своих коллег по команде воспринимали как конкурентов. Но практика связана с получением принципиально иного опыта: коллектив из 15 человек разделили на BIM-координатора, ГАПа, архитекторов, чертежников, ГИПа. И над всем этим я. Ребята называли меня «Всемогущая-Всемогущая».

Практика становится отличным плацдармом, где ребята пробуют свои силы в команде. Ведь потом они начинают участвовать в профессиональных конкурсах — например, на WorldSkills их снова ждет коллективная работа.

Было ли сложно организовать такую работу с технической и финансовой точки зрения?

С технической стороны нет — в целом быстро и несложно, как по маслу. Учебная версия Archicad 2 уже содержит возможность работы в команде.

Что же касается финансовых вопросов, вышло так, что в прошлом году финал национального чемпионата WorldSkills был дистанционным. Соответственно, оборудование для рабочих мест мы приобретали себе сами. Колледж не является бюджетным, своими финансами распоряжается самостоятельно, однако и надеяться на гранты нам не приходится. Но у нас есть приоритеты: мы хотим, чтобы ребята занимались на современных компьютерах. Поэтому много вложили в технику.

Да, у нас обучение стоит чуть дороже, чем в других учебных заведениях, но эти финансы идут на оснащение аудиторий. Они у нас очень современные. Это намного лучше, чем осваивать будущую профессию на старом пыльном доисторическом компьютере. В принципе, организовать весь процесс коллективной работы у нас получилось бы и с другим техническим обеспечением, — но мы частная организация и расходуем бюджет так, как считаем нужным.

Вы уже несколько раз упомянули WorldSkills. Что это за конкурс и с какой целью там применяется командная работа?

Это движение, которое появилось после войны, когда страны переживали экономический упадок. Его создали, чтобы поднять престиж рабочих профессий. Первый чемпионат был проведен в Испании, затем постепенно стали подключаться и другие страны.

Суть этого состязания в том, что участникам предстоит выполнить задание в условиях, максимально приближенных к реальному производству. Задания могут предполагать как коллективную, так и индивидуальную работу.

Самое важное, что задание на WorldSkills должно быть очень сложным даже для эксперта; при этом срок выполнения составляет около трех дней, а иногда и меньше. Именно для того чтобы приблизиться к реальным производственным условиям наши студенты использовали инструменты командной работы: BIMcloud Basic и технологию Teamwork.

Финал национального чемпионата WorldSkills (2020 г.) Финал национального чемпионата WorldSkills (2020 г.)
Каким было задание на чемпионате? Какие требования предъявлялись?

Нам предложили чертежи торгового здания, одна секция которого была выполнена в металлическом каркасе, а другая в железобетонном. За три конкурсных дня требовалось разработать архитектурный раздел, включающий моделирование основных несущих конструкций и фасада. Дополнительно — отдельное задание: выполнить чертеж траволатора.

Был модуль по координации проектов, модуль по маппингу; нам выдавали свойства, которые надо было присвоить элементам. И, конечно, предстояло подготовить модель для проверки в Solibri 3.

При этом мы работали не только с конструкциями зданий, но и с арматурой (в Tekla Structures 4), которую впоследствии загружали в наш совместный файл.

То есть в рамках конкурса подразумевалось взаимодействие со смежными специалистами? Как проходила работа?

Да, именно поэтому, чтобы максимально воссоздать рабочий процесс, мы и использовали BIMcloud Basic. Если говорить конкретнее, то на конкурсе участникам предлагается выбрать следующие роли:

  • инженер-конструктор;
  • архитектор;
  • координатор;
  • инженер отопления, водоснабжения, вентиляции.
Чтобы максимально воссоздать рабочий процесс, команда использовала BIMcloud Basic Чтобы максимально воссоздать рабочий процесс, команда использовала BIMcloud Basic

В чемпионате участвовали два моих студента:

  • Кристина Деренгите, студентка третьего курса, направление «Архитектура»;
  • Владимир Выбков, студент четвертого курса (ныне выпускник колледжа), направление «Архитектура».
Кристина Деренгите, Дарьяна Верлен и Владимир Выбков на отборочном турнире (2021 г.) Кристина Деренгите, Дарьяна Верлен и Владимир Выбков на отборочном турнире (2021 г.) Владимир Выбков и Кристина Деренгите на отборочном турнире (2021 г.) Владимир Выбков и Кристина Деренгите на отборочном турнире (2021 г.)

Владимир принял на себя функции архитектора и BIM-менеджера; пока Кристина готовила шаблон, он настроил BIMcloud и распределил роли. Затем Владимир начал моделировать архитектуру, а Кристина разрабатывала конструкции в Tekla, в ее же область ответственности входил маппинг. Владимир в это время дорабатывал КМ-раздел проектной документации, отвечающий за металлические конструкции.

Финал национального чемпионата WorldSkills (2020 г.) Финал национального чемпионата WorldSkills (2020 г.)
А если участники, не сговариваясь, захотели бы изменить один и тот же объект?

Во избежание таких конфликтов каждый студент перед началом проектирования резервировал элементы за собой и работал над своей частью проекта. Как только он их «освобождал», над этими элементами снова могли работать другие. К такому порядку работы ребята привыкают еще во время первой практики, поэтому к началу чемпионата навык был доведен до автоматизма.

Один участник выполнял свою часть работы, другой в то же самое время — свою. Как вы получали информацию о том, кто над чем работает? И, конечно, как узнавали о результатах?

Информацию об изменениях, вносимых каждым из нас, мы получали благодаря панели Teamwork, причем без переподключения к проекту или перезагрузки. Достаточно было нажать одну клавишу, и все изменения отображались в проекте.

Как была организована коммуникация между участниками? Вы имели возможность общаться в рамках конкурса? Или предварительно создали чат в одной из социальных сетей?

С помощью той же панели Teamwork ребята присылали друг другу различные правки, обменивались текстовыми сообщениями с просьбой нажать в программе ту или иную кнопку. Естественно, мы работали за одним столом, могли обсудить нюансы нашей деятельности или исправить какие-то неполадки, но это не отменяет того факта, что наша совместная работа была четко структурированной и слаженной, как если бы мы работали удаленно.

Коммуникация в команде была организована с помощью панели Teamwork Коммуникация в команде была организована с помощью панели Teamwork
Нужно ли учить командной работе в институте, в колледже? Что это дает и насколько может быть важным в дальнейшем?

Коллективной работе нужно обучать обязательно — и в колледже, и тем более в высшем учебном заведении.

Для меня показателем того, что я все делаю правильно как преподаватель, является быстрое трудоустройство почти всех ребят после колледжа. Когда они выпускаются, у них два пути. Первый — успешное вхождение в рабочий коллектив, что подразумевает обязательное владение первоначальными навыками Archicad и коллективной работы. Второй путь не раз опробован моими студентами: они выпускаются с большим багажом знаний программы и сами помогают своим работодателям ставить проектный процесс на правильные рельсы. Как видите, варианта без получения навыков коллективной работы в общем-то не существует.

Отборочный турнир WorldSkills (2021 г.) Отборочный турнир WorldSkills (2021 г.)

Совет от Дарьяны Верлен студентам

Если вам предстоит большой конкурсный проект, объединяйтесь со своими одногруппниками. Создавайте сервер — и вместе за работу! Один архитектор хорошо, а команда лучше!

Очень мудрый совет от Дарьяны Верлен преподавателям

Я преподаватель, и очень хорошо понимаю, как важно проверить проект каждого студента. Так же как и вам, мне пришлось в период самоизоляции получить пугающий опыт, когда на меня посыпались бесконечные ссылки на облачные хранилища, а социальные сети и почта были доверху завалены файлами. При этом студенты часто то ли спешили, то ли недосыпали, а потому забывали прикрепить все вложенные библиотеки. Стоило открыть студенческий проект, меня начинали преследовать любимые фиолетовые шашечки вместо нужных текстур.

В этом плане Teamwork и BIMcloud Basic — наше всё! Они помогают наладить учебный процесс, донести знания. С ними намного удобнее проверять файлы и консультировать. А самое главное, ребята получают навыки коллективной работы.

Победители 2020 года - Дмитрий Бодиш и Владимир Медников Победители 2020 года — Дмитрий Бодиш и Владимир Медников

Самый важный бонус: как развернуть коллективную работу в рамках обучения

Узнать, каким системным требованиям должен соответствовать сервер. Создать сервер. В первую очередь решите, какое подключение вам необходимо: по локальной сети или удаленно через интернет. В случае удаленного подключения понадобится выполнить дополнительные настройки. Будут необходимы статичный IP или VPN. Со всем этим, а также с установкой программы BIMcloud Basic помогут разобраться наши инструкции:

Распределить роли в BIMcloud. Подключиться к серверу:

  • TeamworkПроектОбщий Доступ, указываем место на сервере.
Подключение к серверу Подключение к серверу

Дополнительные материалы

  1. BIMcloud Basic входит в состав дистрибутива Archicad и доступен для использования в коммерческих и учебных лицензиях Archicad. В ознакомительных лицензиях Archicad этот функционал отсутствует. 
  2. Скачать учебную версию Archicad и BIMcloud Basic можно в Личном кабинете на сайте myarchicad.graphisoft.com 
  3. Программа Solibri Model Checker (SMC) — инструмент для анализа BIM-моделей. Осуществляет проверки с помощью интеллектуальных правил, позволяет выявить междисциплинарные коллизии, проверить качество атрибутивной информации, выполнить подсчет необходимых строительных материалов. 
  4. Tekla Structures — программное обеспечение для проектирования конструкций. 
По материалам
компании Graphisoft

Опубликовано:
graphisoft.com