Интервью Марии Калашниковой, специалиста по образовательным программам GRAPHISOFT (Россия), журналу «ПРОЕКТ РОССИЯ», февраль 2017.

Номер посвящён архитектурному образованию.

Проект Россия: ARCHICAD остается одним из самых популярных инструментов для студента-архитектора. Какие у вас планы по его поддержке и развитию популярности среди молодежи?

Мария Калашникова: компания GRAPHISOFT с 2007 года реализует программу поддержки обучения работе в ARCHICAD, постоянно работая над ее расширением. Появилось большое количество локализованных материалов (в том числе полностью переведена документация для ARCHICAD на русский язык), создан локальный YouTube-канал, различные web-ресурсы и группы пользователей в социальных сетях, активно ведется работа с учебными заведениями. С молодежью мы общаемся в удобном для нее формате - через социальные сети и популярные интернет-сервисы, подбирая интересный и полезный контент. Для нас очень важна обратная связь, она дает понять, чего именно не хватает архитектору или проектировщику. Специально для изучающих ARCHICAD мы ежемесячно проводим бесплатные вебинары, темы которых формируются по результатам наших опросов. В рамках работы с учебными заведениями GRAPHISOFT ежегодно проводит в ключевых вузах студенческие конкурсы и мастер-классы, в том числе с приглашенными архитекторами, которые показывают студентам, как реализуются проекты и применяются BIM-технологии на практике.

ПР: На каком курсе можно начинать вводить ARCHICAD, по вашему мнению?

МК: На мой взгляд, начиная изучать ARCHICAD со второго курса, можно существенно сэкономить время выполнения курсовых и дипломных проектов на старших курсах. У нас есть и примеры довузовского знакомства с программой: ученики школы № 875 (Москва) изучают ARCHICAD и принимают активное участие в олимпиадах. Существует ряд проблем, не позволяющих студентам освоить ARCHICAD на необходимом уровне в вузе. Из-за нехватки учебных часов в программе, студенты успевают познакомиться только с базовыми функциями ПО, остальное им приходится изучать самостоятельно. При этом функционал программных продуктов растет, важных и полезных инструментов становится больше, а количество времени, отведенное на их изучение, не меняется. В такой ситуации необходима регулярная корректировка учебной программы, а квалификация преподавателей, которые должны быть в курсе последних тенденций и держать «руку на пульсе», — обязана постоянно повышаться. Конечно, есть положительные примеры, когда преподаватели могут заинтересовать студентов предметом, грамотно составляют программу, максимально эффективно используют учебные часы, подсказывают, где найти нужную информацию для самостоятельного изучения. Со своей стороны, на наших ресурсах мы предоставляем всю необходимую информацию, которая может помочь в изучении программы.

ПР: Готовы ли студенты наших вузов сразу приступать к реальным проектам? Есть ли отзывы архитектурных бюро о качестве знаний выпускников?

МК: Практика, являющаяся одной из составляющих профессии архитектора, необходима всем: чем раньше студенты приобщаются к «взрослому» проектированию, тем больше их опыт и тем ценнее они на рынке труда по окончании вуза. Известно, что многие студенты погружаются в реальный процесс проектирования еще во время обучения. Они после института легче находят работу, так как знают, к чему готовиться, зачем изучать те или иные предметы. Также довольно легко находят себя в профессии активные студенты, принимающие участие в конкурсах, исследовательских проектах и различных профильных мероприятиях. Так, один из студентов-участников конкурса GRAPHISOFT сообщил, что его конкурсный проект будет реализован. При этом существует большая разница между выпускниками различных вузов: одни лучше выполняют рабочую документацию, а другие лучше справляются с решением творческих задач.

ПР: С какими проблемами чаще всего сталкиваются преподаватели вузов по специальности «архитектура»?

МК:Серьезной проблемой является устаревшее оборудование в компьютерных классах. Объемы обрабатываемой информации растут, начиная с 17-й версии все последующие версии ARCHICAD работают только на 64-разрядных системах. На компьютеры в институтах часто физически невозможно установить новые версии ARCHICAD, и они «застревают» на 16-й версии, все сильнее отставая от прогресса. Бывает, что преподаватель знаком с новой версией продукта, но вынужденно обучает студентов старой. Также важно постоянно повышать квалификацию преподавателей и вносить корректировки в учебную программу, но и тут возникают сложности.

ПР: Остаются ли студенты преданными тому ПО, с помощью которого изучали будущее ремесло в вузе? Какая здесь тенденция?

МК:Обычно люди консервативны в выборе программного обеспечения. Изучение нового продукта требует времени и может приостановить рабочий или учебный процесс. К примеру, новая версия ARCHICAD выходит раз в год, и не все пользователи выделяют время на изучение нововведений, останавливаясь каком-то предыдущем варианте. Хотя каждая новая версия дает больше преимуществ в работе. Некоторые пользователи стараются найти наилучшее для решения своих задач и рассматривают различные программные продукты, но большинство их них остаются верны ARCHICAD, который был и является лучшим решением для архитектора. Современные студенты должны не только обладать широким спектром знаний в рамках своей специальности, но и иметь представление о смежных дисциплинах. Аналогично и с программным обеспечением: необходимо не только владеть архитектурным пакетом, но и иметь представление о программных продуктах смежных специальностей.

ПР: Какие тенденции в развитии BIM-технологий вы бы выделили как ключевой игрок на рынке ПО? Как планируется выстроить работу с учебными заведениями, чтобы не упустить данные тенденции?

МК: Действительно, современные тенденции во многом задают сегодня вектор обучения. Одной из них является существенный рост объемов информации. Проекты становятся более объемными, к их созданию привлекается все большее количество участников. Таким образом, студентам необходимо иметь навыки командной работы, так как это значительно ускоряет выполнение проекта и облегчает координацию внутри проектной группы.
Компанией GRAPHISOFT в ARCHICAD реализована командная работа (TEAMWORK), в основе которой лежит BIM Сервер, позволяющий гибко распределять роли пользователей в проектах и назначать к ним доступ, что обеспечивает высокий уровень безопасности работы.
Мы помогаем учебным заведениям в установке BIM Сервера и консультируем по вопросам организации командной работы, что позволяет преподавателям контролировать ход выполнения проекта, а студентам — иметь доступ к BIM-проектам из любой точки мира.
Следующей важной тенденцией является создание BIM-модели, включающей в себя модели различных разделов. При этом невозможно заставить всех участников проекта работать на одной платформе, и представителям разных специальностей приходится решать вопросы координации.
Большое значение сейчас приобретает вопрос передачи информации. ARCHICAD имеет расширенные возможности работы с форматом файла IFC и настроенные трансляторы обмена данными с другими программами. Поэтому возможность запуска в вузах пилотного учебного BIM-проекта по взаимодействию дисциплин кажется нам очень актуальной.
В области развития мобильных технологий, в связи с необходимостью иметь интерактивный доступ к сложным BIM-моделям и большим объемам документации, наша компания разработала мобильное приложение для презентации архитектурных проектов — BIMx, позволяющее наглядно демонстрировать модель и осуществлять доступ к BIM-данным. Студенты уже активно им пользуются и даже презентуют в нем свои курсовые работы.

Материалы опубликованы в журнале ПРОЕКТ РОССИЯ № 82 (февраль 2017); http://www.prorus.net

Ссылка на источник.

  • 28 февраля

Ещё новости в этот день