Наш собеседник знает об информационном моделировании всё или практически всё. Виталий Петрович Миронюк — начальник отдела проектирования автомобильных дорог ООО «Автодор-Инжиниринг». При большом участии этого человека в компании уверенно осваивают технологию информационного моделирования. Дело за строителями — у них используются только 3D-модели, а информационные модели пока еще часто остаются невостребованными…

Расскажите о вашем проекте капитального ремонта участка автомобильной дороги, выполненном с помощью ПО Bentley. Какие работы уже завершены и что еще предстоит сделать?

Это не первый наш проект с использованием технологии информационного моделирования. До этого данный подход был применен при предпроектной проработке объекта «Соединительная автомобильная дорога от М-4 «Дон» до аэропорта «Домодедово». Но информационная модель по этому проекту выполнялась на субподряде, другой проектной организацией. А подготовка информационной модели для проведения работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги М-7 «Волга» между городами Владимир и Иваново с 169-го по 177-й километр была полностью выполнена нашими силами. Объект принадлежит «Росавтодору». Мы долго определялись с программными продуктами для информационного моделирования, рассматривали ПО отечественных и западных производителей. Хотя выбор не так широк, как может показаться… Проанализировав все доступные варианты, мы пришли к выводу, что альтернативы линейке ПО Bentley для инфраструктурных объектов нет. Основное преимущество продуктов Bentley — работа с файлами большого объема. Работы выполнялись в рамках государственного контракта. Сейчас проект подготовлен, информационная модель готова на 97%. Документация передана заказчику. А основная на сегодня проблема связана с одновременной передачей в Главгосэкспертизу документации и информационной модели. Теперь все документы должны подаваться в электронном виде. Всё осуществляется дистанционно путем выгрузки PDF-файлов на сайт Главгосэкспертизы — и физически направить, дополнительно к проектной документации «пристегнуть» модель не представляется возможным.

Лазерное сканирование реальной модели существующего объекта Лазерное сканирование реальной модели существующего объекта
Но ведь PDF — это бумажка в электронном виде, а информационное моделирование предполагает некие информационные слои. Есть ли возможность подачи в Главгосэкспертизу именно 3D-модели?

На сегодня в соответствии с реализацией программы внедрения BIM-технологий для госсектора, принятой на правительственном уровне, первый этап планируется запустить в 2017 году. Предполагается, что в 2017-м с использованием BIM будут выполнены 30% госконтрактов, в 2018-м — 60%, в 2019-м — 100%.

То есть переход на информационное моделирование планируется в 2019 году, когда часть проектов, которые финансируются из бюджета, будет подготовлена с использованием BIM. Пока обсуждаются Своды правил и национальные стандарты.

Облака точек RGB Облака точек RGB

Уже сейчас Главгосэкспертиза и Мосгосэкспертиза принимают проекты в том числе и с информационной моделью. Но наш объект территориально «привязан» к петербургскому филиалу Главгосэкспертизы, где такой практики нет. Поэтому мы ведем сейчас переговоры о возможности перенаправить нас в Главгосэкспертизу в городе Москве или решить вопрос о том, чтобы питерский филиал принял у нас информационную модель вместе с проектной документацией. Ведь для работы с информационной моделью надо, чтобы в Главгосэкспертизе было установлено ПО Bentley, Autodesk и другое. Мосгосэкспертиза уже установила все необходимые программы. Подготовленная нами информационная модель линейного объекта — первая в России. Есть информационные модели путепроводов, развязок. Но модели линейного объекта — автомобильной дороги — до сих пор не было.

Привязаны ли к вашей трехмерной модели привычные для проектировщиков чертежи?

Сама модель полностью соответствует проектной документации. Наш проект — пилотный, и получили мы его в результате участия в конкурсе, с определенными сроками подготовки проектной документации. Изначально было оговорено, что для прохождения экспертизы он готовится в стандартном виде — и, поскольку продукт новый, рисковать у нас не было времени. Поэтому проектные работы выполняла другая организация, а «Автодор-Инжиниринг» формировал информационную модель в PowerCivil. Этот продукт помог нам решить все поставленные задачи: запроектировать дорожную часть, элементы обустройства, знаки, разметку, топографию, геологию и подземную часть (коммуникации).

Как вы сказали, проект по классической схеме и 3D-модель выполнялись параллельно. Как вы формировали саму информационную модель?

По данным проектировщика. При этом обнаружили немало ошибок, а значит итоговый проект получился лучшего качества.

Для чего вы делали информационную модель? Ведь это было необязательно для прохождения экспертизы…

Информационное моделирование позволяет намного проще понимать проектный замысел. Основные потребительские свойства информационной модели раскрываются на стадии эксплуатации. Но вначале модель должна передаваться строителям. А они задают вопрос: «Зачем нам управляемая 3D-среда?»

Информационная модель — некий социокультурный технологический феномен. Культурный — определенная культура подготовки специалистов по каждому из направлений: есть культура проектирования, есть культура строительства и культура эксплуатации. И эта культура различается не только между нами и Западом, она отлична между компаниями, работающими на одном и том же рынке. Существующая культура проектирования формирует мышление на двумерном уровне — в плоскости чертежа: условные обозначения, символы, как они взаимоувязаны, какую информацию несут.

Социальный фактор: эта технология не только меняет взаимоотношения внутри одного предприятия, но меняет отношения в среде «заказчик — проектная организация — строители — эксплуатирующая организация».

На самых ранних стадиях подготовки проектной документации необходимо понимание и взаимодействие на совершенно ином уровне: «проектировщик — эксплуатирующая организация».

Технологический фактор: полностью меняется технология производства работ и в проектировании, и при строительстве, и в эксплуатации. Благодаря концепции информационной модели различные специалисты могут работать над одним файлом в режиме реального времени. Полностью меняется технология проектных и строительных работ. Если, скажем, привезли другой щебень, это отразится в системе, и все будут об этом знать.

Оценка угла обзора и настройка параметров камер Оценка угла обзора и настройка параметров камер
С какими сложностями сталкиваются проектировщики дорог?

Основное — это отсутствие нормативной базы. Нормативно-правовая база, позволяющая легитимно использовать технологию информационного моделирования, отсутствует. То есть, ничего не нарушая, государственные организации не могут заказать подготовку проектной документации с применением технологии информационного моделирования. Нет нормативно-технических документов, которые регламентируют, как формировать модель и что она должна собой представлять в завершенном виде. В настоящее время идет обсуждение ряда ГОСТов и Сводов правил, но все они относятся только к площадным объектам. В отношении линейных объектов даже обсуждать нечего. Поэтому нужна более четкая позиция Министерства транспорта, Госавтодора, нужны нормативные документы.

Если говорить о линейных объектах, очень велика роль заказчика. В основном это государственные объекты. Заказчиков не так уж много. По автомобильным дорогам это всего две организации: «Росавтодор» и госкомпания «Автодор». Госкомпания «Автодор» занимается платными дорогами, «Росавтодор» — остальными дорогами общего пользования. Заказчик должен понимать, зачем нужна 3D-модель.

Линейный объект — это объект протяженный, разбитый на отдельные участки, которые проектируются в разное время разными проектными организациями. И если заказчик не выстроит общее правило по структуре модели, по наименованию слоев, файлов, папок, по классификации объектов, он в будущем не сможет соединить эти разные участки. Это будет похоже на лоскутное одеяло. Основная проблема — формирование правил, единых для всех.

Вы говорите, что строители и эксплуатирующие организации не готовы работать с информационными моделями. Прорабатывает ли «Росавтодор» с потенциальными подрядчиками и строительными организациями вопрос работы в среде 3D-модели?

Заказчик пристально наблюдает за тем, что мы делаем. В 2015 году нам сформулировали ТЗ на проектирование участка дороги с учетом создания информационной модели. На уровне «Росавтодора» создана рабочая группа по развитию и внедрению информационных технологий. На уровне государственной компании «Автодор» также функционирует рабочая группа, подготовлен план поэтапного развития информационного моделирования. Заказчик понимает, в каком направлении надо двигаться. Но технологии быстро идут вперед, и мы, к сожалению, несколько от них отстаем.

Сами строители проявляют интерес к работе в новой среде?

Пока сильного ажиотажа не видно. Понимание информационного моделирования в полном виде до стадии строительства еще не дошло. Отдельные компании используют трехмерные поверхности для автоматизированного управления рабочими органами дорожной техники. Хотелось бы большего внимания от подрядных организаций. Мы понимаем, что в рамках высокой конкуренции надо быть впереди всех. Поэтому бремя развития информационного моделирования ложится на проектные организации.

Знаю только о двух проектах, в которых при строительстве использовались цифровые поверхности. Есть положительный опыт разработки проектной документации и строительства с учетом технологий автоматического управления техникой САУ 3D ДСТ. На строительные механизмы ставится определенное оборудование и в автоматическом режиме идет отсыпка земполотна, укладка слоев дорожной одежды и т.д. Оборудование есть. Но были проблемы привязки объекта на местности. Для хороших результатов нужно, чтобы, когда идут дорожные работы, соседняя полоса дороги была свободна, то есть должен быть буфер между работающей техникой и потоком автомобилей — иначе сбиваются GPS-привязки.

Проектная модель Проектная модель
Есть ли какие-нибудь особенности подготовки рабочей документации в информационной среде при наличии 3D-модели?

Если у вас есть корректно подготовленная информационная модель, затраты на подготовку рабочей документации минимальны. На стадии рабочей документации эта информационная модель чуть больше детализируется. При этом полностью используется информация в части геометрических и атрибутивных данных, выполненная на предыдущей стадии. И здесь очень важно переделить уровень проработки геометрии, атрибутов и требований к точности для каждого из этапов реализации инвестиционного процесса.

Интервью вела Ольга Казначеева