Главная » CADmaster №3(82) 2015 » Архитектура и строительство Опыт применения ПК SCAD Office в расчете промежуточной свайной двухрядной опоры моста с учетом взаимного влияния свай в кусте
Мост через реку Пажа на 58+159 км автомобильной дороги I технической категории М-8 «Холмогоры» у с. Воздвиженское железобетонный, балочно-разрезной системы, трехпролетный, по схеме 11,1+16,3+11,1 м, построен в 1967 году. Длина моста 45,68 м, габарит проезжей части Г — 17,9 м, тротуары по 0,8 м. Число полос движения — четыре. Проектные нагрузки Н-30 и НК-80. Пересекает реку под углом 90º (рис. 1).
Проектная и строительная организации не установлены. Проектная и исполнительная документация не найдена.
Пролетные строения сборные железобетонные, по проекту Союздорпроекта, выпуск 56. Под каждое направление движения установлены независимые пролетные строения, а опоры имеют самостоятельные ригели под каждое пролетное строение по ширине. Зазор в свету между боковыми гранями ригелей опор оставляет 70 см. В поперечном сечении каждого отдельного пролетного строения установлены по семь сборных цельноперевозимых балок с диафрагмами с расстоянием в осях 1,4 м (всего в поперечном сечении моста 14 балок). Полная длина балок в пролетах
Устои
В геологическом строении района мостового перехода принимают участие породы четвертичного возраста аллювиального и ледникового генезиса (табл. 1, 2).
№ ИГЭ | Геологогенетич. индекс | Описание грунтов | Абсолют. отметка подошвы слоя, м | Глубина подошвы слоя, м | Толщина слоя, м | Глубина до УГВ, м |
1 | pdIV | Почвенно-растительный слой | 158,90 | 0,10 | 0,10 | 0,10 |
3 | a (2t)III | Песок средней крупности, средней плотности, насыщенный водой | 157,20 | 1,80 | 1,70 | |
4 | a (2t)III | Песок мелкий, средней плотности, насыщенный водой | 151,50 | 7,50 | 5,70 | |
5 | a (2t)III | Песок крупный, средней плотности, насыщенный водой | 148,60 | 10,40 | 2,90 | |
6 | f, lgIIms | Глина с прослоями гравия, твердой консистенции | 145,30 | 13,70 | 3,30 | |
7 | f, lgIIms | Песок мелкий, плотный, насыщенный водой | 139,00 | 20,00 | 6,30 |
№ ИГЭ | IP число пластич. | W естест. влажн., % | IL показат. текуч. | g, плотн. грунта, г/см3 | gd, плотн. сухого грунта, г/см3 | gs, плотн. частиц грунта, г/см3 | e, коэфф. порист. | E, модуль общей деформ., МПа | j, угол внутр. трения,° | c, сцеплен., кПа | k, коэфф. пропорц. кН/м4 |
3 | - | 18,9 | - | 1,83 | 1,57 | 2,65 | 0,68 | 30 | 35(32) | 1(1) | 5400 |
4 | - | 16,5 | - | 1,77 | 1,55 | 2,65 | 0,71 | 23 | 30(27) | 1(1) | 5800 |
5 | - | 16,0 | - | 1,92 | 1,69 | 2,65 | 0,57 | 30 | 38(35) | — (-) | 12330 |
6 | 24 | 24,7 | -0,06 | 1,72 | 1,41 | 2,71 | 0,93 | 15 | 16(15) | 41(27) | 8000 |
7 | - | 18,0 | - | 1,93 | 1,67 | 2,65 | 0,59 | 33 | 34(31) | 3(2) | 10400 |
Ввиду неудовлетворительного состояния балок пролетного строения и их недолговечности принято решение о замене конструкций пролетного строения. Пролетные строения сооружены из сборных железобетонных балок по серии 3.503.1−73. Балки изготовлены в укороченной опалубке балок Б1200.130.93−1−28АIIIс-1, Б1800.130.93−1−28АIIIс-1. Сборные балки объединены участками омоноличивания. Объединение монолитными участками произведено по всей ширине моста. В поперечном сечении балки расставлены на разных уровнях по высоте для обеспечения поперечного уклона 2%. Посередине моста устроено двустороннее барьерное ограждение на монолитном железобетонном цоколе. Над промежуточными опорами предусмотрено объединение пролетного строения в температурно-неразрезную схему по плите балок пролетного строения. Для компенсации продольных температурных деформаций на крайних опорах устроены деформационные швы MaurerD-50 (рис. 3).
На сваях промежуточных опор, как и на ригелях этих опор, имелись трещины, сколы защитного слоя, коррозия арматуры, были видны следы выщелачивания бетона (рис. 4). В ходе ремонта предстояло выполнить обвязку существующих свай в «рубашки» из монолитного железобетона и соорудить новые ригели опор из монолитного железобетона. На крайних опорах подлежали замене шкафные стенки и открылки опор (рис. 5).
Мостовое полотно состоит из следующих слоев: выравнивающий слой бетона (толщина 30−55 мм), гидроизоляция «Изопласт», защитный слой бетона (40 мм), армированного сеткой из проволоки, два слоя щебнемастичного асфальтобетона ЩМА-20 по ТУ 5718.001.00011168−2000 общей толщиной 70 мм (рис. 6, табл. 3).
Категория дороги | I |
Число полос движения | 4 |
Габарит | 2x (Г-9)+2×0,75 |
Ширина пролетного строения | 21,70 м |
Ширина проезжей части | 18,0 м |
Класс подвижной нагрузки | А11, НК-80 |
Тип дорожной одежды | Капитальный |
Схема моста (длины пролетов) | 11,36+16,76+11,36 (температурно-неразрезная схема) |
Длина пролетного строения | 39,60 м |
Длина моста (по переходным плитам) | 48,20 м |
Бетон существующих свай — В20, W8, F300 по
Бетон ригелей и «рубашек» — В30, W8, F300 по
Бетон конструкций пролетных строений — В30, W8, F300 по
Арматура:
- арматура класса А-I по
ГОСТ 5781–82 * из стали В Ст3сп поГОСТ 380–2005 ; - арматура класса А-III по
ГОСТ 5781–82 * из стали 25Г2С; - закладные детали из стали Ст3сп по
ГОСТ 380–2005 и арматуры класса A-III поГОСТ 5781–82 * из стали 25Г2С.
Расчет промежуточной опоры моста выполнялся в соответствии с нормативными документами [1−4], а также с учетом данных проектной документации [5−8].
Последовательность расчета:
- на основе конструктивных решений, принятых при сооружении моста (эти решения были определены в ходе предремонтного обследования), а также на базе инженерно-геологических изысканий определены несущая способность свай по грунту и минимальная глубина забивки свай в грунт, несущая способность свай по материалу и минимальное армирование поперечных сечений свай;
- на основе конструктивных решений, принятых при ремонте моста, проверены несущая способность свай по грунту и несущая способность свай по материалу.
Расчет выполнен с использованием программного комплекса SCAD версии 11.5.
Расчетные схемы промежуточных опор моста представляют собой линейно-упругие пространственные модели несущих конструкций для вычисления в них деформаций и внутренних усилий от заданных нагрузок по методу конечных элементов (рис. 7).
Конструкции свай представлены двухузловыми пространственными стержневыми конечными элементами, работающими без учета деформаций сдвига по модели Бернулли.
Конструкции ригеля и «рубашек» свай представлены четырехугольными четырехузловыми конечными элементами пологих оболочек, работающих без учета деформаций сдвига по теории Кирхгофа.
Сетка конечных элементов построена в плане на осях свай и наружном контуре ригеля. Характерная разбивка сетки конечных элементов ригеля — 0,10 м в поперечном направлении (по оси X) и 0,25 м в продольном направлении (по оси Y). Разбивка сетки конечных элементов «рубашек» свай соответствует в плане разбивке сетки конечных элементов ригеля, а по высоте (по оси Z) составляет 0,25 м. Разбивка свай по высоте на конечные элементы выполнена с шагом 0,50 м. Для обеспечения жесткого сопряжения сваи заводятся в «рубашку» на один конечный элемент по высоте.
Взаимодействие свай с окружающим грунтом ортогонально боковой поверхности воспроизводится по модели Винклера с возрастающим коэффициентом упругого отпора по глубине погружения:
k — коэффициент пропорциональности;
z — глубина погружения свай в грунт.
Условная ширина сваи принимается равной:
d — сторона прямоугольного сечения свай по соответствующей боковой поверхности.
Взаимодействие свай с окружающим грунтом основания в продольном направлении осуществляется через связи конечной жесткости, устанавливаемые на нижних торцах и действующие по высоте (по оси Z):
G1 — модуль сдвига прорезаемых слоев грунта, осредненный в пределах глубины погружения свай;
L — длина свай;
β' — коэффициент, соответствующий абсолютно жесткой свае (EA = ∞) и определяемый по формуле:
kν — коэффициент, определяемый по формуле:
ν1 — коэффициент Пуассона прорезаемых слоев грунта, осредненный в пределах глубины погружения свай;
G2 и ν2 — модуль сдвига и коэффициент Пуассона слоев грунта основания, рассматриваемого как линейно-деформируемое полупространство, осредненные в пределах глубины 0,5∙L от нижних торцов свай;
d — расчетный диаметр для свай некруглого сечения, вычисляемый по формуле:
A — площадь поперечного сечения сваи.
Модули сдвига грунта определяются по формулам:
Жесткостные характеристики конечных элементов определяются в зависимости от физико-механических характеристик материалов строительных конструкций и геометрических характеристик их поперечных сечений. Для линейно-упругой модели несущих конструкций, материал которых считается изотропным, основными физико-механическими характеристиками являются модуль упругости и коэффициент Пуассона.
В качестве материала строительных конструкций промежуточных опор используются:
- для существующих свай: бетон класса по прочности B20, сталь арматурная класса AI, принимается модуль упругости бетона E = 2,75·106 тс/м2, коэффициент Пуассона ν = 0,20;
- для ригелей и «рубашек» свай: бетон класса по прочности B30, сталь арматурная класса AIII, принимается модуль упругости бетона E = 3,31·106 тс/м2, коэффициент Пуассона ν = 0,20.
Геометрические характеристики поперечных сечений существующих свай, ригелей и «рубашек» свай (площади, моменты инерции и др.) вычисляются по заданным параметрам, отвечающим их типам.
Параметрами прямоугольных сечений стержневых элементов существующих свай являются высота и ширина, параметром элементов оболочек ригелей и «рубашек» свай является толщина.
Значения параметров поперечных сечений соответствуют значениям, описанным выше в конструктивных схемах промежуточных опор (рис. 8, 9).
Нагрузки, действующие на рассчитываемые конструкции, задаются в виде узловых сил, а также местных распределенных сил с расчетными значениями. По характеру и типу воздействия нагрузки объединяются в соответствующие загружения:
- загружение 1 — нагрузки от собственного веса основных несущих конструкций промежуточной опоры (рис. 10);
- загружения 2−15 — вертикальные нагрузки от опорных реакций пролетных строений, определяемых воздействиями собственного веса, веса мостового полотна, веса парапетов, веса ограждений, веса подвижного состава А11 (схема варианта 2). Загружения 2−15 отличаются между собой распределением значений опорных реакций по ширине пролетного строения, связанным с изменением положения и количества полос движения подвижного состава (рис. 11);
- загружения 16−19 — горизонтальные нагрузки от опорных реакций пролетных строений, определяемых воздействиями торможения подвижного состава А11. Загружения 16−19 отличаются между собой значениями опорных реакций по ширине пролетного строения, связанными с изменением количества полос движения подвижного состава (рис. 12).
Для получения экстремальных показателей напряженно-деформированного состояния системы, на которую действуют несколько загружений, при расчете конструкций промежуточных опор вычисляются 14 комбинаций загружений.
Расчеты конструкций промежуточных опор с учетом взаимного влияния свай в кусте выполняются итерационным методом в следующей последовательности:
- производится расчет конструкции промежуточной опоры без учета взаимного влияния свай в кусте, при этом определяются опорные реакции в элементах связей конечной жесткости, моделирующих взаимодействие свай с окружающим грунтом основания в продольном направлении, а также вертикальные перемещения их узлов ;
- строится матрица взаимного расположения свай в кусте;
- строится матрица взаимного влияния свай в кусте:
- определяются дополнительные вертикальные давления на связи конечной жесткости , вызывающие эквивалентные дополнительные осадки при взаимном влиянии в кусте (рис. 13−15);
- определяются суммарные осадки каждой сваи с учетом взаимного влияния в кусте и дополнительных вертикальных давлений на связи конечной жесткости.
Если значения суммарных осадок на двух последующих итерациях отличаются незначительно (не более чем на 1%), то итерационный расчет можно завершить.
На рис. 16−18 показаны внутренние усилия в элементах сваи N, My, Mz от комбинации загружений C20 на 1-й и 5-й итерациях.
На рис. 19 и 20 проиллюстрированы вертикальные перемещения торцов свай от комбинации C20 на 1-й и 5-й итерациях.
Оценка несущей способности сваи по грунту
Забивная свая 0,35 м·0,30 м L=11,00 м
- Отметка подошвы ростверка: 158,90+2,90−0,05−0,40=161,35
- Отметка верха сваи после забивки до устройства ростверка: 161,35+0,50=161,85
- Отметка погружения нижнего конца сваи: 161,85−11,00=150,85
- Глубина погружения нижнего конца сваи: 158,90−150,85=8,05 м
- Толщина слоя грунта ИГЭ
№ 5 до отметки погружения нижнего конца сваи: 151,50−150,85=0,65 м
Zi, м | Hi, м | fi, т/м2 | Zi, м | Hi, м | fi, т/м2 |
0,35 | 0,70 | 4,65 | 0,50 | ||
0,95 | 0,50 | 5,15 | 0,50 | ||
1,45 | 0,50 | 5,65 | 0,50 | ||
2,05 | 0,70 | 6,15 | 0,50 | ||
2,65 | 0,50 | 6,65 | 0,50 | ||
3,15 | 0,50 | 7,15 | 0,50 | ||
3,65 | 0,50 | 7,725 | 0,65 | ||
4,15 | 0,50 |
Оценка несущей способности сваи по материалу
Расчет по прочности
Длина заделки сваи
Расчетная длина сваи
Случайный эксцентриситет
Расчет по образованию в свае продольных трещин от нормальных сжимающих напряжений
Выводы и рекомендации
В результате учета взаимного влияния свай в кусте изменяется деформированная схема промежуточной опоры и происходит перераспределение внутренних усилий в сваях. При этом запас несущей способности наиболее нагруженной сваи по материалу уменьшается с 38,30% до 23,13%, а запас несущей способности наиболее нагруженной сваи по грунту уменьшается с 20,82% до 1,36%.
Литература
- СНиП 2.05.03−84* «Мосты и трубы».
- СП 50−102−2010 «Проектирование и устройство свайных фундаментов».
- СН 200−62 «Технические условия проектирования железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб».
- ОДН 218.0.032−2003 «Временное руководство по определению грузоподъемности мостовых сооружений на автомобильных дорогах».
- 161/08-Р-ПИР-ИИ.02.К.1 «Отчет по инженерно-геологическим изысканиям».
- 161/08-Р-ПИР-ОИС.К.1 «Отчет о предремонтном обследовании».
- 161/08-Р-ПИР-ОСР.К.1 «Основные строительные решения».
- ТП вып. 56 СДП инв.
№ 710 /5.
ООО НПФ «СКАД СОФТ»
Скачать статью в формате PDF — 8.56 Мбайт |