Основатели петербургского стартапа LeninCraft открыли студию для создания 3D-копий посетителей. Компания предлагает клиентам получить собственный мини-клон за 5 тысяч рублей и обещает снизить цену до 1,5 тысяч. Эксперты считают, что бизнес может иметь успех, поскольку 3D-печать для бытовых целей в России становится все популярнее.

Студент Петербургского политеха Александр Сосновских уже на четвертом курсе решил открыть свое дело, а не работать по специальности инженера-конструктора. С командой из пяти однокурсников Сосновских на собственные деньги и грант от вуза (1 миллион рублей на покупку техники) в 2011 году основал студию 3D промышленного дизайна Omega design group. За несколько месяцев компания получала всего один-два заказа на 3D-рендеринг, и начинающим предпринимателям приходилось подрабатывать разработкой и оформлением сайтов.

За год бизнес вышел на оборот в 1 миллион рублей в месяц, тогда Сосновских с партнерами решили развивать новые направления. В поле их зрения попали британский сервис My3DTwin и японская компания Omote 3D, открывшая фотостудию для печати 3D-фигурок клиентов. Оба проекта предлагают оцифровать человека с помощью 3D-сканера, а затем создать его цветную мини-копию в форме статуэтки. Однако оба проекта предлагают клиенту провести в 3D-кабине не менее 15 минут, а готовую статуэтку получить только через неделю. Впрочем, несовершенства фотограмметрии не мешают Omote 3D просить за пластиковую модель не менее 260 долларов (британский сервис берет 120 долларов за фигурку). Основатели Omega design group нашли способ создавать модели людей быстрее и дешевле, чем конкуренты. Компания отказалась от сканеров, которые использовали предшественники, и обратилась к фотокамерам, а также увеличила мощности для обработки данных. Разработчики Omega design group написали специальную программу, которая позволяет получить 3D-копию в течение двух дней, а также с точностью повторить черты лица человека, складки его одежды и текстуру ткани.

Студия в Петербурге оборудована специальной вращающейся платформой, вставшего на нее человека сканируют несколько фотокамер, а снимки сводятся в единую модель. На сайте проекта клиент может сразу увидеть получившуюся фигурку. Когда модель уже обработана программой, в режиме онлайн можно сделать свой образ креативнее — например «открыть» череп, чтобы был виден мозг, или приоткрыть на отдельных участках кожу и встроить в тело «шестеренки». После того как клиент увидит итоговый вариант собственного макета, заказ отправляется на 3D-принтер (печатью занимается московский партнер — компания Can Touch). На следующий день миниатюрную копию приносит курьер. Обычная фигурка на первых порах обойдется заказчику в 5 тысяч рублей, а с января 2014 года LeninCraft снизит стоимость модели до 1,5 тысяч. За статуэтку с дополнительными деталями клиент может отдать от 7 до 70 тысяч в зависимости от сложности. В случае оптовых заказов (если в LeninCraft обратятся, например, старшеклассники, которые вместо выпускного альбома захотят получить напечатанных двойников) стартап готов сбросить до 25% с каждой фигурки. Статуэтка высотой до 25 см будет выполнена из полиамида или любого другого полимера. Команда Сосновских планирует также печатать бюсты — новая технология позволяет точно воспроизвести черты лица человека.

В сентябре-октябре LeninCraft уже изготовила фигурки для первых десяти клиентов — ими стали сами участники команды и «евангелисты» стартапа.

«Мы надеемся, что фигурки покажутся молодым людям куда интереснее голограмм или 3D-фотографий, которыми уже сложно кого-то удивить, — говорит Александр Сосновских. — Думаю, сначала заказывать модели будут в основном в качестве подарка на день рождения, а затем и просто для развлечения», — поясняет стартапер.

Чтобы за пустить массовое производство фигурок (LeninCraft планирует сделать не менее ста фигурок до конца года), компании придется купить собственный промышленный 3D-принтер стоимостью от 700 тысяч рублей. Пока же предприниматели вложили в проект не больше 100 тысяч — именно столько стоили лазеры и фотоаппараты, а офис, серверные мощности и ноутбуки для работы «на коленке» уже имелись у студии дизайна.

Впоследствии LeninCraft хочет поставить 3D-клонирование на конвейер. Компания планирует производить специальные кабины с автоматическими системами сканирования. Камеры в таком автомате сами фотографируют человека и отправляют виртуальную модель графическому дизайнеру для добавления новых деталей или сразу на печать. Доставлять готовые фигурки так же будет курьер. По словам Александра Сосновских, такая 3D-студия будет около 1,2 м высотой и стоимостью до 150 тысяч рублей (более половины суммы — стоимость самой платформы, крутящейся вокруг своей оси). Каждая из кабин сможет принять 10−15 человек за день. О поставке первой кабины (ее разработчики соберут на собственные деньги и деньги друзей) LeninCraft уже договорился с креативным центром iMarussia!, открытым одноименным коммуникационным агентством.

«Мы давно интересуемся возможностью применения в рамках нашего творческого пространства технологий 3D-печати, и компания LeninCraft вышла на нас вовремя, — говорит Антон Савелюк, глава iMarussia!. — Мы, возможно, будем заказывать у LeninCraft корпоративные сувениры, да и нашим посетителям возможность получить свою точную уменьшенную копию, думаю, понравится».

iMarussia! также поможет новому проекту с проведением мероприятий на своей площадке, а PR-специалисты попробуют провести акцию по оцифровке известных деятелей Рунета.

Заинтересовался идеей поставить 3D-«фотобудку» петербургский ковор-кинг «Зона Действия». Также в планах LeninCraft установить аппараты в торговых центрах. Арендная плата обойдется в 200 тысяч рублей в месяц, поэтому пока компания планирует устанавливать их только в рамках специальных акций или праздников, проводимых администрацией шопинг-моллов. Чтобы оснастить автоматами новые площадки, LeninCraft планирует привлечь инвестиции от 1 миллиона рублей и в феврале выйти на точку безубыточности.

Дополнительным источником заработка для LeninCraft могут стать корпоративные заказы на быстрые 3D-модели-рование и печать. Потенциальные клиенты компании — клиники пластической хирургии, которым новые технологии помогут точнее прогнозировать результаты операций, а также музеи, для которых важно оцифровать коллекции, не причинив вреда экспонатам.

Кроме того, LeninCraft планирует сотрудничать со студиями интерьеров. Цены на изготовление виртуальной модели помещений варьируются от 5 до 40 тысяч рублей за квадратный метр.

«Мы планируем сотрудничать с музеями и с аукционными домами. В2Ь-направле- ние будет для нас не менее важно», — пояснил Александр Сосновских.

На российском рынке печати 3D-фигурок с апреля 2013 года уже работает компания Pattern — ее миникопии сделаны из гипса и стоят дороже (модель в 15 см обойдется в 11 тысяч рублей, 25 см — в 18 тысяч). По словам Дмитрия Борисова, руководителя отдела 3D-направления Pattern Group, печатать полноцветные фигурки из пластика, а не из гипса, невозможно. Александр Сосновских рассказывает, что уже существуют 3D-принтеры, которые способны на это, однако таких моделей мало. «Мы используем порошкообразный пластик, у принтера имеются четыре головки по цветовым диапазонам CMYK (формирование цвета на основе смешивания голубой, пурпурной, желтой и черной красок), — поясняет разработчик. — Когда принтер слой за слоем наносит пластик, одновременно с ним поступает и краска. При таком подходе да, цветопередача хуже, чем при гипсовой печати, но мы сейчас ищем способ улучшить ее».

Михаил Цыганков, управляющий партнер GlobalTechInnovations

3D-печать и цифровое производство в настоящее время переживают бум. Несмотря на то что это новая тема во всем мире, уже сейчас можно говорить о том, что появление доступной 3D-печати по важности сравнимо с широким распространением Интернета 20 лет назад. Теперь у потребителей есть возможность приобрести не «штучный» объект, а его модель — форму, дизайн, внешний вид. Возможности недорогого изготовления объектов по 3D-моделям открывают для стартапов огромные новые рынки как в разработке уникальных продуктов и услуг, так и новых бизнес-моделей. Молодые компании ждет нелегкий путь на еще только зарождающемся рынке, однако есть и шанс воспользоваться преимуществом первопроходца и занять свое место в сегменте, который будет очень быстро развиваться в ближайшие годы.

Борис Токарев, руководитель проектно-исследовательского центра «Маркетинг инноваций» НИУ ВШЭ

Я думаю, что фигурки LeninCraft не вызовут огромного ажиотажа у широкой публики, но в своей нише проект найдет покупателей — ими станут, скорее всего, люди, увлеченные новыми технологиями, и те, кто одержим идеями идеальных подарков для родственников и друзей. Скорее всего, LeninCraft рано или поздно станет вполне стабильным бизнесом в сегменте продажи сувенирной продукции.

Евгений Лесников, руководитель направления «Промышленное производство» Autodesk в России и СНГ

3D-печать, несомненно, станет массовым явлением в самом ближайшем будущем, поэтому бизнес в этой сфере в целом довольно перспективен. Однако, учитывая стремительное развитие технологий и удешевление оборудования, мы ожидаем, что довольно скоро люди смогут осуществлять все это в домашних условиях. Уже сегодня можно приобрести недорогой принтер, а сканирование выполнить с помощью доступных каждому инструментов, например камеры мобильного телефона. Качество же трехмерной печати уже сегодня вполне позволяет воспроизвести даже мелкие детали. Вопрос только в темпах снижения цены на 3D-принтеры: по нашим оценкам, она довольно скоро упадет до нескольких сотен долларов, а в США даже прогнозируют появление 3D-принтеров за 100 долларов.

Елена Краузова
Материал опубликован:
http://www.rbcdaily.ru/business/562949989394484