На сегодняшний день в отечественной пищевой перерабатывающей отрасли сложилась ситуация, когда проектированием оборудования и его поставками зачастую занимаются западные организации, а монтажные работы выполняются российскими компаниями. При этом проект и заложенное в нем оборудование определены жестко, в соответствии с технологическим процессом. А размещение оборудования, пунктов управления, соединительных магистралей зависит от предоставляемых площадей. Подрядчики для выполнения монтажных работ обычно выбираются посредством тендера.

В качестве исходных данных для желающих участвовать в тендере являются с небольшими вариациями: перечень и состав основного оборудования, основные компоновочные узлы, предусмотренные техпроцессом, и технологическая схема производства продукта. Обычно монтажные организации выставляют стоимость своих работ либо по опыту уже ранее проведенных — «на глазок» считают на бумаге с хорошим запасом, либо же обращаются в проектные организации. Но сроки проведения тендера могут ограничиваться как несколькими месяцами, так и одной-двумя неделями. За это время монтажникам необходимо посчитать, сколько им нужно заказать труб, отводов, тройников, переходов, опор, заглушек, клапанов, двутавров, уголков, швеллеров и т.д., и все это разных типоразмеров.

Кроме того, надо не заказать лишнего, завысив тем самым стоимость работ, или не попасть в ситуацию, когда придется оплачивать из своего кармана недостающее оборудование и его транспортировку, если чего-то не хватит (недостаток нескольких отводов может затормозить работы не неопределенный срок, а стоимость их транспортировки сделает их «золотыми», а если же заменять «на похожее», может пострадать качество, а следовательно — и репутация).

Летом 2012 года в компанию CSoft Омск обратилась одна из монтажных организаций города Омска с вопросом, можно ли быстро и точно посчитать количество оборудования, необходимого для монтажа линии переработки молока по ЗD-модели для выставления максимально точной цены на тендер. Организация, проводящая тендер, предоставила перечень оборудования, его характеристики, площадку (план в PDF-формате). Специалисты компании CSoft Омск совместно с сотрудниками монтажной организации в кратчайшие сроки успешно справились с поставленной задачей: от визита монтажников до выставления стоимости работ на тендер потребовалось десять дней.

Основные этапы выполненной работы

1. Создание базы данных

Средствами Model Studio CS Трубопроводы (MS Трубопроводы) по предоставленной информации была сформирована база данных оборудования, труб, арматуры, металлопроката.

Оборудование (емкости, насосы, миксеры и т.д.) создавалось обычными 3D-примитивами в AutoCAD, затем средствами MS Трубопроводы быстро помещалось в базу данных программы (рис. 1), для подключения к оборудованию труб на нем создавались узлы.

Рис. 1. Ввод оборудования в базу данных Рис. 1. Ввод оборудования в базу данных

Трубы, детали трубопроводов, трубопроводная арматура и опоры создавались средствами программы по следующей схеме: сформированная модель одного типоразмера параметризуется, затем посредством копирования или табличного редактирования формируются остальные типоразмеры (рис. 2).

Рис. 2. Ввод в базу данных деталей трубопроводов и арматуры Рис. 2. Ввод в базу данных деталей трубопроводов и арматуры

Создавать сразу всю базу необязательно, это можно делать поэтапно, по мере возникновения необходимости в тех или иных элементах модели.

2. Размещение оборудования, металлоконструкций, площадок

Оборудование (емкости создавались первыми) было размещено на плане, средствами AutoCAD для правильной прокладки трасс на плане были сформированы стены, перегородки, колонны в 3D-виде. С помощью инструментов MS Трубопроводы были созданы площадки обслуживания, опорные конструкции из металлопроката (рис. 3).

Рис. 3. План размещения оборудования (вид сверху) Рис. 3. План размещения оборудования (вид сверху)

3. Обвязка основных функциональных групп оборудования арматурой

(СИП-станция, блоки ферментации, смесительные узлы, кластерные сборки, панели управления и т.д.) по технологической схеме была произведена в соответствии с текущим размещением оборудования (рис. 4).

Рис. 4. Обвязка трубопроводами и арматурой оборудования Рис. 4. Обвязка трубопроводами и арматурой оборудования

4. Соединение групп оборудования трубопроводными трассами

Также была осуществлена по технологической схеме с учетом плана размещения и плана здания.

В процессе размещения и обвязки оборудования часто возникала необходимость перемещать оборудование, прокладывать трубопровод по другому пути, обходить колонны и имеющееся оборудование. Прокладка трубопроводов велась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к техпроцессу, и с учетом возможностей монтажа (рис. 5).

Рис. 5. Прокладка трубопроводов Рис. 5. Прокладка трубопроводов

Получение спецификаций

Поскольку целью всей работы было как можно точнее посчитать количество заказываемого оборудования, то выходных текстовых документов было всего два: спецификация на элементы трубопроводов и спецификация металла, которые были сформированы с помощью имеющихся в программе шаблонов (рис. 6).

Рис. 6. Спецификация Рис. 6. Спецификация

3D-модель

Сама 3D-модель «без дела» не осталась. В процессе ее создания становилось понятно, получится ли проложить линию выбранным маршрутом, позволят ли это сделать размеры деталей трубопроводов и расположение оборудования. Oblect Enabler, установленный на ноутбук руководителя работ, позволит прямо на объекте и без лицензии MS Трубопроводы посмотреть в AutoCAD, как следует выполнить тот или иной узел.

Таким образом, программа Model Studio CS Трубопроводы обеспечивает монтажникам возможность выйти на тендер со стоимостью, максимально приближенной к реальности, избавляет от непредвиденных убытков и показывает, как правильно выполнить монтаж.

Важно также, что организация обратилась к официальным представителям разработчика программного обеспечения, что позволило в короткий срок решить поставленную задачу.

Андрей Шиликов,
начальник отдела технической поддержки
программного обеспечения CSoft Омск
E-mail: assh@mcad.ru