Пересечения, коллизии, интерференция^ Как только ни называют производители того или иного ПО нарушения в проектах, при которых геометрия одних конструкций пересекается с геометрией других. Простое по своей сути явление породило целый ряд программных продуктов, множество новых функций и технологий.

И чем же так интересны эти пересечения? Все дело в том, что переход от черчения к моделированию, а затем к построению «информационных систем» требовал постоянного поиска новых дополнительных возможностей инновационных САПР. Пришлось приложить титанические усилия для убеждения инертного проектного сообщества в том, что только при помощи построения интеллектуальной системы возможно однозначное согласование всей проектной документации. И только автоматическая генерация разрезов, фасадов планов и т.д. по смоделированному проекту позволит исключить человеческий фактор в самой рутинной процедуре создания конструкторской документации.

Пересечение вертикального резервуара с эксплуатационной площадкой Пересечение вертикального резервуара с эксплуатационной площадкой Пересечение трубопроводной обвязки и строительных конструкций Пересечение трубопроводной обвязки и строительных конструкций

Время шло, информационное моделирование из красивой идеи превратилось в набор весьма конкретных инстру

ментов и технологий. И разработчикам стали очевидны две вещи. Во-первых, нужны новые просторы для развития качества проектов САПР, особенно выполняемых специалистами смежных специальностей. А во-вторых, помимо генерации чертежей построенная 3D-модель позволяет осуществлять львиную долю анализа.

Именно на стыке этих двух течений и возникла идея анализа трехмерных моделей на наличие пересечений.

Пересечение магистрального трубопровода и строительной колонны Пересечение магистрального трубопровода и строительной колонны Пересечение отвода и балки Пересечение отвода и балки

Первоначально в некоторых продуктах, таких как, например, Revit или Archicad, появились инструменты внутреннего анализа пересечения конструкций. Инструменты, вполне справляющиеся с поставленными задачами, и в рамках внутриплатформенного взаимодействия вряд ли можно придумать что-либо лучшее. Но, к сожалению, в существующих условиях всемирной глобализации закрытое внутриплатформенное взаимодействие превратилось в весьма утопичную идею. Все больше и больше глобальных проектов осуществляет целый ряд организаций, использующих различные, порой несовместимые САПР.

Соответственно, появилась острая необходимость в идеологически новом продукте, способном скомпоновать проекты из различных систем и при этом предоставить инструментарий для анализа проекта.

Тонированный вид аватара на эксплуатационной площадке Тонированный вид аватара на эксплуатационной площадке Тонированный вид при «облете» технологической площадки Тонированный вид при «облете» технологической площадки

Для удовлетворения насущных потребностей рынка компания Autodesk предложила новый, отвечающий чаяниям проектировщиков инструмент — Navisworks. Этот продукт быстро перешагнул стадию «детских болезней» NavisWorks JetStream и превратился в серьезное отраслевое решение Autodesk Navisworks. Среди основных преимуществ данного продукта компания Autodesk особо отмечает следующие

  • легкий интерактивный обзор проекта и качественная визуализация;
  • разработка и координация модели в одном месте;
  • улучшенная совместная работа над проектом;
  • экономия времени при невысокой стоимости проекта;
  • реалистическая визуализация проекта.

За этими формальными лозунгами скрывается огромный функционал простого, на первый взгляд, продукта. Текущая версия Navisworks Manage 2012 позволяет своим пользователям:

  • импортировать 26 ключевых отраслевых форматов файлов, включая облака точек, полученных в результате сканирования. На данный момент осуществляется нативная поддержка файлов с приборов Faro, Leica, Riegl, Z+F;
  • создавать фотореалистичные изображения и анимации при помощи реалистичного HDRI-освещения, RPC-объектов и множества иных разнообразных средств;
  • производить анализ коллизий, используя полную информацию об объектах, и формировать структурированные отчеты;
  • применять информацию из систем планирования Asta Powerproject, Microsoft Project, Oracle Primavera;
  • осуществлять нативный экспорт из продуктов Autodesk и их конкурентов (MicroStation, Archicad) с помощью ряда плагинов, разработанных для Navisworks;
  • использовать Bluestreak для совместной работы над проектом.

Главное «оружие» продукта — огромный перечень форматов. В зависимости от поставленных задач можно использовать те или иные форматы экспорта из одного и того же продукта. Так, чтобы упростить сборку и структурировать содержимое проекта, для экспорта из Autodesk Revit в Navisworks можно применить формат *.dwf, а чтобы воспользоваться всеми преимуществами передачи материалов — формат *.fbx.

При всем этом продукт позволяет анализировать поистине гигантские сборки. И чем масштабнее проект, чем больше деталей и конструкций, тем очевиднее преимущества.

И если для жилого здания коллизии, как правило, устраняются на месте (за исключением редких случаев, вроде попадания магистральных трубопроводов и воздуховодов в несущие колонны), то для сложных промышленных объектов, содержащих огромное количество технологического оборудования и трубопроводных развязок, это чревато нарушением технологического процесса, снижением эксплуатационных характеристик и возрастанием угроз безопасности.

Устранение даже, на первый взгляд, простых коллизий в условиях плотной компоновки может оказаться долгим, трудоемким и, что немаловажно, дорогостоящим предприятием.

Но самое главное, коллизии могут возникать в процессе не только проектирования, но и монтажа новых конструкций, и даже на стадии реконструкции. И возможность собрать внутри одной платформы уже существующий проект, созданный в одной САПР, и проект реконструкции, разрабатываемый в другой, может стать особенно актуальной уже завтра, когда у каждого проекта будет готовая цифровая модель. А успешная интеграция подобного продукта в проектные организации — это требование уже сегодняшнего дня.

Дмитрий Сарычев,
технический специалист Consistent Software Distribution
Тел.: (495) 380−0791
E-mail: dmitriy.sarychev@csd.ru