Написав статью «Autodesk Showcase — Real Time Render. Профессиональная визуализация руками новичков» и не подкрепив свои слова красивыми картинками, я сделал ошибку. Заметив ее в вышедшем номере и оценив свежим взглядом, решил, что нужно попытаться исправить ситуацию, а заодно и поделиться приемами работы в Autodesk Showcase.

Посмотрите на рисунок над заголовком. Красиво? Как же быстро достичь такого хорошего качества изображения? Секрет прост: откройте Autodesk Showcase и начните дергать за ползунки в настройках освещения, материалов, окружений, следя за тем, как изменяется картинка в режиме реального времени. А чтобы избежать ошибок на начальных этапах освоения программы и не тратить время на изучение фундаментальных основ работы, я открою вам несколько секретов.

Сначала нужно импортировать модель, выбрав предустановленные настройки импорта (рис. 1) и не потеряв при этом информацию и не ухудшив результат, полученный в САПР или другой программе для трехмерного моделирования.

Рис. 1. Выбор качества импортируемой модели Рис. 1. Выбор качества импортируемой модели

Но бывает, что встроенные параметры не могут обеспечить нужный результат и модель выглядит угловато из-за больших полигонов (рис. 2). Так же модель будет выглядеть и на финальном «рендере, что, конечно же, никуда не годится.

Рис. 2. Импортированная модель с пониженным качеством сетки Рис. 2. Импортированная модель с пониженным качеством сетки

В таком случае можно создать пользовательские настройки импорта, ужесточив параметры. Для этого необходимо создать файл с расширением *.j в папке с предустановленными настройками \Autodesk\Showcase 2012\support\Tessellation Settings. Создавать новый файл лучше на основе уже существующих шести базовых настроек, скопировав и переименовав одну из них.

Открыв новый файл посредством текстового редактора (рис. 3), необходимо установить значения параметров, отвечающих за размер полигонов:

Рис. 3. Файл настроек качества импортируемой модели Рис. 3. Файл настроек качества импортируемой модели
edit tessellationsettings adaptHigh chorddeviation
edit tessellationsettings adaptHigh normal-tolerance

Чем меньшим будет значение этих параметров, тем выше качество импортированной модели (рис. 4).

Рис. 4. Модель с повышенным качеством Рис. 4. Модель с повышенным качеством

После открытия модели можно приступить к настройке окружающей среды. В Autodesk Showcase есть большая библиотека встроенных окружений, но при желании можно создать и собственное двумя способами: с помощью HDR-файла или вручную, используя панорамное изображение (рис. 5) и карты отражений.

Рис. 5. Пользовательское окружение, основанное на панорамном изображении Рис. 5. Пользовательское окружение, основанное на панорамном изображении

Например, на рис. 6 в качестве фона загружена панорамная фотография Красной площади, а карты отражений были взяты из встроенной сцены Country-Road.

Рис. 6. Пользовательское окружение Рис. 6. Пользовательское окружение

Зачастую при работе с большой сценой нет необходимости в постоянно высоком качестве картинки. Чтобы сэкономить ресурсы при подготовке модели к финальному рендерингу или real-time-демонстрации, можно, в зависимости от конфигурации компьютера, выставить настройки контроля качества и производительности Performance and Quality (рис. 7) от «быстро-действие/низкое качество» до «ресурсо-емкое/высокое качество».

Рис. 7. Окно настроек производительности и качества Рис. 7. Окно настроек производительности и качества

Например, в режиме интерактивной трассировки лучей (Ray Tracing) можно выставить параметр просчета Samples per pixel 1/16 (рис. 8) и во время изменения положения модели сцена будет просчитываться грубо, что позволит сэкономить ресурсы, когда красивая картинка не нужна, а для параметра On idle increase to выставляется значение 256 и, когда модель неподвижна, сцена просчитывается более детально.

Рис. 8. Параметры настройки Interactive Ray Tracing Рис. 8. Параметры настройки Interactive Ray Tracing

После выбора окружения и назначения карты отражений можно начинать работу с материалами. Чтобы материалы применялись корректно к наружной, а не к внутренней стороне поверхности, нужно правильно выставить нормали к этим поверхностям. Если поверхность состоит из множества патчей, как лоскутное одеяло, то Autodesk Showcase с помощью функции Fix Object Patches обеспечивает контроль нормали к каждому патчу поверхности в отдельности, что очень важно для исправления ошибок, которые могли возникнуть при построении или импорте модели (рис. 9). Кроме того, Autodesk Showcase позволяет создать новый объект на основе патчей поверхности.

Рис. 9. Fix object patches Рис. 9. Fix object patches

Настройки материалов в Autodesk Showcase впечатляют и практически не уступают настройкам материалов в самых популярных программах для рендеринга: настраиваются цвет, прозрачность, отражения, накладываются различные текстуры каждого материала. Например, в настройках отражения (рис. 10) можно по умолчанию использовать карту отражения сцены (как я использовал отражение поля в глянцевом кузове машины на Красной площади) или применить отдельную карту отражения для материала, что может быть важно при оформлении интерьера автомобиля. Настройки отражения материала позволяют задать параметр изменения степени отражения в зависимости от угла камеры — Depends on the viewing angle (например, смотря на поверхность воды сверху, видно, что она прозрачная, а если смотреть под острым углом, то отражения будут намного интенсивнее).

Рис. 10. Настройки отражения материала Рис. 10. Настройки отражения материала

Так же быстро и легко можно поменять прозрачность материала. Настройки позволяют изменить степень прозрачности всей поверхности, например, стекла, или создать полностью прозрачные участки на основе изображения. Для создания отверстий в кузове автомобиля (рис. 11) можно воспользоваться одним из подготовленных изображений в виде черных точек на белом фоне, находящихся в папке Showcase 2012\support\Materials. Подобное изображение можно сформировать самостоятельно в любом графическом редакторе и затем использовать в Autodesk Showcase.

Рис. 11. Настройки прозрачности материала Рис. 11. Настройки прозрачности материала

Для создания иллюзии рельефной поверхности в настройках материала предусмотрен параметр Bump (рис. 12). Как при создании прозрачных отверстий используется стороннее изображение, так и для Bump применяется картинка — карта высот (можно воспользоваться одной из карт, находящейся в папке Showcase 2012\support\Materials).

Рис. 12. Настройки параметра Bump Рис. 12. Настройки параметра Bump

Окружения в Autodesk Showcase имеют два разных компонента освещения: IBL — освещение, основанное на картинке, и Environment Light, обеспечивающее направленное освещение и тени (рис. 13). Помимо них, в сцену можно добавлять дополнительные источники света.

Рис. 13. Environment light and shadows Рис. 13. Environment light and shadows

В свойствах каждого материала можно отдельно настроить влияние различных компонентов освещения в параметрах цвета: отключить освещение, выбрать только один из типов освещения или включить оба (рис. 14). Несмотря на то что работа с этими параметрами не всегда сильно влияет на результат, бывает очень полезно отключать и комбинировать типы освещения, например, работая опять же с оформлением интерьера машины.

Рис. 14. Настройки Environment Lighting Override Рис. 14. Настройки Environment Lighting Override

На любую геометрию поверх примененного материала можно нанести изображение как переводную картинку — Decal (рис. 15), выделив поверхность, нажав правой клавишей мыши на картинке в библиотеке и выбрав Asign to selection as decal. У Decal также есть множество настроек, как и у материалов, позволяющих изменить цвет, отражения, прозрачность. Для создания качественной картинки нужно всего лишь зайти в меню и нажать Save image. Вне зависимости от параметров, заданных в Performance and Quality, можно сохранить изображение в любом качестве. Например, на рис. 16 видно, что в настройках качества при Ray Tracing выставлены значения 1\16 — при перемещении модели и 1 — при неподвижной, что отражено в Ray Tracing Status. А в настройках сохранения изображения параметр Sampling Quality установлен на максимальном значении 256, что позволит получить хорошо просчитанную картинку. Кроме статичных изображений, Autodesk

Рис. 15. Матовая картинка огонь и глянцевый логотип Autodesk на двери машины Рис. 15. Матовая картинка огонь и глянцевый логотип Autodesk на двери машины Рис. 16. Сохранение изображения в высоком качестве Рис. 16. Сохранение изображения в высоком качестве

Showcase позволяет в считаные минуты делать видеоролики. Возможности создания таких «клипов» были существенно улучшены в 2012 версии и заслуживают отдельной статьи.

Алексей Готовцев,
продакт-менеджер Consistent Software Distribution
Тел.: (495) 380−0791
E-mail: alexey.gotovtsev@csd.ru