С того самого времени, как человек пристрастился к перенесению своих намерений на бумагу, в бумажной волоките утонуло немало начинаний и проектов. Иногда многообещающие планы рушились из-за помех, чинимых бюрократами, а порою задача перенесения задуманного на бумажный лист затмевала своей сложностью саму задумку. Есть такие отрасли (к ним, например, относятся строительство и строительное проектирование), где без бумажного представления ничего не сдвигается с мертвой точки. Бумажные схемы и чертежи — привычный язык, который по своей распространенности и универсальности может посостязаться с любым другим языком мира.

Век электроники, который вот уже десятки лет с нами, по сути, не изменил тут ничего: там, где строят, нужны чертежи. Много чертежей. Компьютеры и Интернет не отменили для людей в касках необходимость время от времени задумчиво рассматривать широкоформатные бумажные листы. А вот со словом «много» компьютер и техника справляются лучше, умело включая в процесс понятие «быстро». Сначала это помогло уменьшить катастрофические объемы ручной работы: копирование чертежей вручную парализовало бы сейчас работу любой проектной мастерской. Затем компьютер, программы и принтер сообща решили вопрос удобства создания схем и качественного их нанесения на бумагу. В наши дни совершенствование проектного программного обеспечения и характеристик плоттеров влияет на эффективность и успешность проектного бизнеса не меньше, чем обновление или расширение штата сотрудников.

ООО «Институт «Мориссот» в прошлом году исполнилось пять лет, в течение которых были подготовлены десятки различных проектов в России и Казахстане. Есть у этой организации и свой конек: мосты. Спроектированные для разных условий эксплуатации, мосты от «Института «Мориссот» можно найти и на Крайнем Севере, и на юге, и на Дальнем Востоке, они построены над морями, реками и дорогами. Несмотря на молодость компании, работают в ней не новички. Здесь понимают, что успех проектного бизнеса достигается не одной только надежностью спроектированных конструкций — в немалой доле он зависит от качества и точности подготовки проектной документации, а в условиях жесткой конкуренции столь же важно строго соблюдать оговоренные сроки выполнения проектных работ. Так как работы год от года у сотрудников проектной организации только прибавлялось, производственные мощности все время приходилось наращивать. И хотя с самого начала в «Институте «Мориссот» была вся необходимая компьютерная техника, увеличивающийся поток заказов привел к тому, что в 2009 году назрела необходимость в приобретении нового цветного плоттера.

Раз уж мы заговорили о мостах, можно представить процесс разработки любого строительного проекта целой цепочкой «мостиков» — от идеи до нажатия на кнопку «Печать». Число «мостиков» велико, а «пробка» на любом из них неминуемо тормозит весь проект. Плоттер находится в самом конце цепочки, и важность возведения этого «моста» нельзя переоценить: именно принтер позволяет показать товар лицом. О том, как решалась эта проблема в ООО «Институт «Мориссот», рассказала Ирина Сорокина, начальник группы оформления и выпуска документации. По словам Ирины, к началу 2009 года в распоряжении ее отдела было два плоттера: монохромный и струйный цветной. Цветной аппарат оказался тем самым слабым звеном, требующим замены. «Цветной плоттер печатал медленно, — говорит Ирина, — а кроме того в нем было сложно и долго менять рулоны бумаги. К тому же в среднем тридцать минут уходило на включение аппарата. Качество печати было хорошим, но недостатки устройства серьезно мешали своевременной подготовке проектов».

Компании потребовался цветной широкоформатный плоттер, имеющий низкую себестоимость цветной печати, так как оформлению чертежей и схем в цвете придавалось особое значение.

Вообще с развитием технологий цветная печать стала теснить монохромную по всем фронтам. Хотя проектная документация в самую последнюю очередь подразумевает декоративное украшение чертежей, мода на цвет добралась и сюда. Документ в цвете смотрится выигрышнее, а выделение деталей цветом делает чертеж гораздо удобнее для чтения. Статистика бесстрастно свидетельствует: проектные мастерские и институты выполняют в цвете всё большую часть итоговой документации. К сожалению, эти новые «цветные стандарты» не очень активно поддерживались производителями техники. До 2009 года группа Ирины Сорокиной была вынуждена работать сразу с двумя аппаратами; кроме того, применение струйной технологии для цветной печати делало ее дорогостоящей. Точнее, дорогостоящей и неудобной: чернилам на каждом отпечатке нужно было дать просохнуть, а водостойкость таких отпечатков не была никогда образцовой. В то же время именно струйные аппараты позволяли добиться точной печати и качественной передачи цветов. К счастью, в 2009-м на рынке уже было необходимое решение: им оказался широкоформатный принтер Océ ColorWave 600. «Никаких альтернатив ColorWave 600 мы не нашли, — вспоминает Ирина. — Аппарат отвечал всем нашим требованиям, включая собственную стоимость и цену отпечатков».

Сейчас в ООО «Институт «Мориссот» широкоформатный принтер от Océ трудится за двоих, ведь ColorWave 600 — это удачный компромисс между электрографической и струйной печатью. В основу положена технология CrystalPoint, суть которой в следующем. В ColorWave 600 тонер четырех цветов изначально находится в твердом состоянии — в виде небольших шариков, которые по мере расхода один за другим попадают в печатающие головки. В них шарики расплавляются, и сама печать производится жидким тонером, что роднит ColorWave 600 со струйниками. Но, в отличие от чернил, тонер фирмы Océ застывает сразу же, как только попадает на носитель: после выхода из принтера отпечаток можно использовать немедленно, как это обычно бывает в электрографии. Скорость цветной печати на ColorWave 600 намного выше, чем у струйного аппарата (один лист формата А0 каждые три минуты при самом высоком качестве и один лист формата А0 в минуту в производительном режиме). «На обычной бумаге аппарат дает лучшее качество, выдавая блестящие и шелковистые на ощупь отпечатки. В целом он дал нам ощутимый прирост производительности и качества при значительной экономии, — говорит Ирина Сорокина. — Océ ColorWave 600 выдает уже сухие отпечатки, которые не надо сушить перед использованием или постпечатной обработкой: мы можем сразу складывать чертежи и упаковывать их».

Кроме того, что ColorWave 600 позволяет получить результат на простом, а не на специальном дорогом носителе, аппарат предусматривает использование рулонов большей длины. Если стандартом в отрасли являются 50 метров, то производитель ColorWave 600 предусмотрел возможность загрузки рулонов по 200 метров. При покупке заказчик может выбрать для себя конфигурацию аппарата с возможностью одновременной загрузки от двух до шести рулонов, а переключение между разными типами носителя будет осуществляться автоматически. Аппарат, который находится в ведении Ирины Сорокиной и ее подчиненных, обычно загружен двумя рулонами с разными носителями, и, по признанию Ирины, менять рулоны приходится намного реже — при том что сделать это стало намного проще.

Согласно спецификациям, Océ ColorWave 600 позволяет точно передать линии толщиной от 0,04 мм при разрешении печати 1200 dpi. Длина одного отпечатка может достигать трех метров с сохранением отступов, но в принципе она ограничена лишь длиной рулона. Ширина отпечатка варьируется в пределах от 279 до 1067 мм. Передача цвета превосходна, так что владельцам нет нужды опасаться, что при сложных отпечатках, в которых важны и точность линий и цветопередача, придется чем-то жертвовать. Océ ColorWave 600 позволяет получить и то и другое, не сжигая никаких мостов.

В «Институте «Мориссот», где знают толк в мостах, Océ ColorWave 600 сейчас примерно поровну загружен цветной и монохромной печатью. Компания использует носители форматов от А3 до А0, а ежедневные объемы печати составляют 150−200 метров. ColorWave 600 используется и для тиражирования документов. Сейчас размножение осуществляется путем печати с компьютера нескольких копий документа, а в будущем, возможно, компания приобретет выпускаемый в комплект к ColorWave 600 сканирующий модуль, который позволит делать копии, не имея компьютерного оригинала.

Рассказывая о преимуществах аппарата, Ирина Сорокина не преминула указать и на некоторые его недостатки. Как уже сказано, ColorWave 600 — это пусть и очень удачный, но компромисс, а значит минусы ожидаемы. В сравнении с типичным монохромным плоттером аппарат несколько медленнее при монохромной печати. Впрочем, по мнению Ирины, вместе с ColorWave 600 ее отдел приобрел очень и очень многое. Даже в такой, казалось бы, мелочи, как управление печатью. «Принтер кажется нам достаточно легким в управлении, — говорит Ирина. — У ColorWave 600 очень информативное табло: отображаются все проблемы, будь то замявшаяся бумага или закончившийся картридж. Более того, сообщается, что следует сделать для продолжения работы».

Как именно совершенствование технологий печати способствует возведению мостов из железа и бетона, мы разобрались. Однако в коллективе «Института «Мориссот» ColorWave 600 помогает наводить и другие, пусть и невидимые, но оттого не менее важные мосты — между людьми. «Ко Дню защитника Отечества, — рассказывает Ирина, — мы женским коллективом оформили и распечатали на ColorWave 600 стенгазету с фотографиями наших мужчин». Оказывается, языком печати можно выразить не только амбициозные проекты, но и людские симпатии. Что до нецелевого использования, то мы уверены: при создании стенгазеты ни один мост не пострадал…