На защите присутствовал начальник службы информационных технологий ОАО «Росжелдорпроект» Александр Семенович Томилин, чьи знания в области интеграции и внедрения, а также несомненные организаторские способности помогли успешно завершить очередной этап важной работы.

После двух дней работы проектировщики собрались за круглым столом, поделились впечатлениями о проектах, обсудили приоритеты дальнейшего развития профессионального ПО. А еще сполна воспользовались редкой возможностью задать вопросы разработчикам сразу нескольких программ технологической линейки GeoniCS: Сергею Пудову (разработчик GeoniCS Изыскания (RGS, RGS_PL), Сергею Скоку (разработчик GeoniCS Инженерная геология), Павлу Негадайлову и Евгению Поповичу (разработчики GeoniCS ЖЕЛДОР).

Защите предшествовала большая и плодотворная работа как сотрудников институтов, так и специалистов ЗАО «СиСофт». Сегодня мы расскажем о том, как эта работа была организована в институте «Уралжелдорпроект».

Летом на защиту выполненного проекта в Москву приезжали три сотрудника института: Татьяна Орловская, Сергей Чингин и Алексей Змеев.

Рассказывает Татьяна Орловская:

«Среди 22 институтов, входящих в состав ОАО «Росжелдорпроект», наш Екатеринбургский проектно-изыскательский институт «Уралжелдорпроект» — один из крупнейших. Ориентируется он в основном на выполнение проектноизыскательских работ для строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта предприятий и объектов железнодорожного транспорта, объектов жилищно-гражданского назначения для Свердловской, Пермской и Тюменской областей. Тринадцать сотрудников института удостоены звания «Почетный железнодорожник». Это А.И. Абраменко, В.И. Дергачев, Н.П. Ильиных, Н.И. Ильиных, В.И. Кабанов, Л.А. Костромина, Г. Я. Омельченко, Л.И. Пекарская, С.В. Санников, Б.А. Солдатов, Л.Д. Темко, В.М. Трубин и В.А. Штыков.

Со дня основания института (1939 г.) разработано свыше 20 тысяч проектов, причем более 40% из них — это объекты гражданского строительства: жилые дома, школы, дошкольные учреждения, спортивные комплексы, больницы, объекты производственного назначения и ЖКХ. Годовой объем работ превысил 200 млн. рублей.

В номинации «Проектные и изыскательские организации» институту не раз присваивалось звание «Лидер строительного комплекса Свердловской области».

Новые технологии в области проектирования и строительства, современные архитектурные решения специалистов «Уралжелдорпроекта» отмечены дипломами и почетными грамотами региональных и международных выставок: «Архитектура и градостроительство XXI века», «Зодчество-2003», «Урало-Сибирская промышленная выставка», посвященная 65-летию Союза архитекторов.

В институте работают опытнейшие специалисты по всем направлениям проектирования. Проектно-изыскательские работы ведутся в соответствии с государственной лицензией.

Российский рынок ПО для проектирования предлагает сегодня массу программ, различных и по набору решаемых задач, и по структуре. Нам как специализированной проектной организации, выполняющей проекты для железной дороги, интересен интегрированный продукт — программный комплекс для геоинженерного моделирования и проектирования GeoniCS ЖЕЛДОР, разработанный компанией CSoft Development.

Год назад институт представил работу, выполненную в программном комплексе GeoniCS геодезистами и проектировщиками, а в ходе этой защиты специалисты отдела пути и станций Сергей Чингин и Алексей Змеев продемонстрировали еще один проект, выполненный средствами GeoniCS ЖЕЛДОР».

Круглый стол Круглый стол

Рассказывает Сергей Чингин:

«С использованием новой программы GeoniCS ЖЕЛДОР выполнен пилотный проект по строительству подъездного железнодорожного пути от станции Баранчинская. Вся работа подразделялась на три основных этапа: построение существующего рельефа местности, трассировка оси трассы и построение продольных профилей.

Исходные данные были получены из отдела инженерных изысканий. На основе этих данных — после их дополнительной обработки с применением возможностей GeoniCS ЖЕЛДОР — был построен рельеф местности. Следующими шагами стали проектирование трасс, продольных профилей и оформление выходной документации, а импорт данных в программу AutoCAD Civil 3D позволил запроектировать и поперечные профили.

Так была отлажена технологическая линейка проектирования в GeoniCS ЖЕЛДОР. Появились наработки, они успешно применяются — в том числе и в таком важнейшем проекте, как строительство на Свердловской железной дороге нового железнодорожного участка Яйва — Соликамск в обход района техногенной аварии.

План трассы План трассы Продольный профиль Продольный профиль

Рассказывает Алексей Змеев:

«Мы использовали GeoniCS ЖЕЛДОР для выправки пути в плане — при работе над проектом «Реконструкция верхнего строения пути участка Сарга — Сабик».

На этапе ввода исходных данных, полученных от изыскателей, мы методом Гоникберга ввели в модуль «Выправка» этой программы данные по съемке кривых.

Последовательность дальнейших действий выглядела так. Прежде всего был выполнен экспорт данных в файл для расчета. Полученный после расчета файл со списком геоточек вставлен в чертеж для получения существующего положения трассы. По этим данным была создана 3D-полилиния и построена существующая трасса.

Для выправки выполнены дополнительные построения (соседняя трасса, трасса по опорам контактной сети, трассы смещения для получения ограничений при выправке).

Следующий этап — выправка трассы.

Для подготовки данных на этом этапе был загружен файл с ранее введенными данными, выставлены и сохранены ограничения слева и справа по трассам смещения. Далее мы получили график кривизны, задали коридор и удалили ошибочные точки.

Работа по выправке трассы включала следующее:

  • в окне Параметры сегментации выставлен коэффициент дробности трассы;
  • в таблице ограничений выставлены ограничения для получения проектного положения трассы;
  • в окне Результат сегментации активирована кнопка График;
  • в окне Графики сдвижек и кривизны выполнено детальное проектирование участка с учетом изменения параметров трассы;
  • в окне Результат сегментации закреплен результат и получены сегменты, по которым создается проектная трасса.

На этапе «График сдвижек» в проектной трассе был создан профиль графика сдвижек, скопированы данные графика и обнулены отметки (для построения нулевой линии). Полученные графики мы вставили в созданное окно профиля, а затем настроили полоски для отображения требуемых данных. В результате всех этих действий получена эпюра сдвижек проектируемой трассы.

Программа GeoniCS ЖЕЛДОР — единый комплекс, работающий со всеми данными, собранными в единой цифровой модели. Уверен, что это качественно новый уровень проектирования железнодорожных путей, но для интенсивного развития программы требуется ее понастоящему широкое применение проектировщиками. А чтобы проектировщики получали о ней всю необходимую информацию, хотелось бы, например, видеть в журнале CADmaster постоянную рубрику, посвященную GeoniCS ЖЕЛДОР».

Окно просмотра графиков исходной и сглаженной кривизны после ввода данных Окно просмотра графиков исходной и сглаженной кривизны после ввода данных Окно графиков сдвижек и кривизны Окно графиков сдвижек и кривизны
Окно таблицы ограничений для сегментации (расчета элементов) в выправке Окно таблицы ограничений для сегментации (расчета элементов) в выправке Окно Результат сегментации (результат автоматического предварительного расчета по таблице ограничений) Окно Результат сегментации (результат автоматического предварительного расчета по таблице ограничений)
Окно ввода данных линейных изысканий методом Гоникберга Окно ввода данных линейных изысканий методом Гоникберга

Работа над пилотными проектами продолжается. Благодарю всех участников этой грандиозной работы и желаю всем творческих успехов и благополучия!

Валентина Чешева,
директор направления «Инфраструктура и градостроительство»,
к.т.н., доктор философии
CSoft
Тел.: (495) 913−2222
E-mail: