О программном комплексе GeoniCS ЖЕЛДОР я впервые услышал на пользовательском семинаре группы компаний CSoft, проходившем 3 октября 2006 года. По роду своей деятельности я занимался проектированием новых железных дорог, и программные комплексы, способные облегчить жизнь инженера, меня очень интересовали. Ну, а GeoniCS ЖЕЛДОР увлек особенно: чтобы иметь возможность изучать эту программу и работать с ней, я поменял место работы…

Изучение программного комплекса началось с проектирования новой железнодорожной линии, которая будет проложена на востоке страны — этим проектом я занимался еще на прежней работе. Предстояло запроектировать железнодорожную линию четырьмя категориями и сравнить полученные результаты по капитальным вложениям и эксплутационным расходам. Проект является основой для диссертационной работы, которую я пишу на кафедре «Изыскания и проектирование железных дорог» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

Задание на проект (карту масштаба 1:25000) я получил в бумажном виде. Оцифровав карту средствами GeoniCS ЖЕЛДОР, получил триангуляционную модель местности, которая служит основой для проектирования (рис. 1). Цифровая модель местности (ЦММ) может быть импортирована и из других программ.

Рис. 1. Триангуляционная модель местности

На основе ЦММ были построены план, профиль и поперечные профили.
При проектировании продольного профиля не раз обнаруживались недостатки в плане линии, при исправлении плана менялся профиль — неточности быстро выявлялись благодаря тому, что работа с проектом осуществляется в единой системе. Очень удобно, что план, профиль и поперечники размещены в одном окне (рис. 2).

Рис. 2. Интерфейс программы

Еще один плюс GeoniCS ЖЕЛДОР — таблица ограничений (рис. 3 и 4), где собраны нормы проектирования, такие как минимальная прямая вставка (причем с учетом того, направлены кривые в одну сторону или в разные), минимальные радиусы круговых кривых и т.д. Эти таблицы позволили сосредоточить основное внимание не на нормах проектирования, а на проектной части работы, поскольку при нарушении норм программа сразу выдавала предупреждение.

Рис. 3. Таблица ограничений прямых

Рис. 4. Таблица ограничений кривых

При выполнении проекта не обошлось и без затруднений. Шаблоны плана профиля и поперечного сечения, предлагаемые программой, меня не устраивали, поэтому я составил свои, а при проектировании линии оставшимися тремя категориями использовал уже собственные шаблоны.

Программа относится к «тяжелым» САПР, но на изучение ее возможностей ушло не больше недели. Возможно, такому быстрому освоению GeoniCS ЖЕЛДОР способствовали русский интерфейс программы (рис. 2) и всплывающие подсказки (рис. 5 и 6). Очень часто приходилось пользоваться функциями AutoCAD.

Рис. 5. Всплывающие подсказки на продольном профиле

Рис. 6. Всплывающие подсказки на плане линии

GeoniCS ЖЕЛДОР вдвое ускорил процесс проектирования: если раньше получение всех необходимых чертежей и объемов работ требовало двух месяцев, то теперь всё было готово уже через месяц.

На мой взгляд, GeoniCS ЖЕЛДОР — одна из лучших САПР, работающих на платформе AutoCAD; используя этот программный комплекс, я планирую написать диссертационную работу. GeoniCS ЖЕЛДОР уже помог сократить время проектирования — надеюсь, не подведет он и в будущем!

Дмитрий Сорокин,
ведущий инженер CSoft,
аспирант кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог»
Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)
Тел.: (495) 913−2222
E-mail: sorokin@csoft.ru