Последние пять-шесть лет на рынке украинского архитектурно-строительного программного обеспечения неизменно присутствуют два хорошо известных продукта компании Autodesk: Autodesk Architectural Desktop («архитектурный» AutoCAD) и Autodesk Land Desktop («земельный» AutoCAD).

Первый из них используется нашими архитекторами довольно широко (хотя и бытует ложное мнение, что он применим только для проектирования промышленно-гражданских объектов невысокой сложности), а вот Autodesk Land Desktop просто обойден вниманием наших инженеров. Его считают слишком трудным и при этом недостаточно функциональным для «серьезного», с учетом всех нюансов, проектирования генпланов сложных объектов.

Опровергнуть эти представления мы постараемся на примере выполненного при нашем участии проекта реставрации Одесского театра оперы и балета, а также реконструкции прилегающей к нему территории. Проект выполнялся с использованием именно этих двух продуктов компании Autodesk, доказавших в результате свою полную «профпригодность».

Объект очень сложен как с архитектурной (сложная планировка здания театра, сложные переплетения трехмерных форм, обилие различных архитектурных деталей и т.д.), так и с планировочной точки зрения: масса круговых и переходных кривых в плане, перепад отметок по площадке 11,7 метров, обилие разнообразной формы лестниц, подпорных стенок, клумб, фонтанов, подъездных пандусов, наличие подземных сооружений, которые также следовало учесть при разработке проекта вертикальной планировки. На площадке представлены участки с достаточно большими уклонами и обширные участки с уклонами менее 0,005 (квартал «Пале-Рояль»), на которых предстояло обеспечить качественный водоотвод.

Другими словами, трудно представить себе объект, более подходящий для проверки возможностей архитектурно-строительных программных продуктов…

К работе мы приступили совместно со специалистами киевского института «УкрНИИпроектреставрация», главными архитекторами проекта Н.А. Дыховичной и Ю.П. Беляковым. Autodesk Land Desktop и Autodesk Architectural Desktop взяты нами на вооружение именно потому, что они составляют единую технологическую линию «земля-архитектура». Кроме того, это продукты от одного разработчика, причем мирового лидера в этой области. Совместное использование Land Desktop и Architectural Desktop дает максимальный, взаимоусиливающий эффект. Как «вспомогательные» использовались программы RasterDesk (разработка компании Consistent Software) и Autodesk VIZ. RasterDesk применялся для коррекции искажений в растровых файлах сканированных бумажных топографических планов и архитектурных чертежей, которые использовались нами в качестве основы для проектирования. Autodesk VIZ необходим для окончательного высококачественного тонирования, а также для получения наглядных презентационных материалов.

Программные решения других фирм-разработчиков, к сожалению, не позволяют охватить и квалифицированно решить в комплексе весь спектр задач, стоящих перед инженером-проектировщиком в процессе выполнения подобных проектов. Если с построением трехмерной архитектурной модели другие программы еще справляются, то обеспечить комплексное проектирование объекта (на современном уровне, с учетом трехмерной модели рельефа проектируемой площадки) в состоянии, пожалуй, только такая связка программных продуктов:

  • RasterDesk — подготовка растровых изображений для их дальнейшего использования в проектировании (исправление различных искажений растров, улучшение их качества и т.д.);
  • Autodesk Survey 3 — обработка данных полевых изысканий и создание векторных исходных данных для дальнейшего проектирования;
  • Autodesk Land Desktop 3 — базовый продукт изыскателей и генпланистов: «земельный» AutoCAD (включает AutoCAD 2002 и Autodesk Map 5);
  • Autodesk Civil Design 3 — специализированное приложение к Autodesk Land Desktop 3 для генпланистов, дорожников, гидрологов, сетевиков и других специалистов, проектирующих линейные сооружения (трубопроводы, каналы и др.);
  • Autodesk Architectural Desktop 3.3 — «архитектурный» AutoCAD, значительно упрощающий и ускоряющий работу архитектора. Работает не с линиями, а с объектами: стенами, перекрытиями, окнами, дверями, лестницами, крышами;
  • Autodesk VIZ 4 — программа для высококачественной визуализации трехмерных моделей.

Эта линейка продуктов находится в постоянном развитии: уже доступны новые версии, обладающие еще более обширными функциональными возможностями.

Компьютерное проектирование давно перестало быть в нашей стране диковинкой: едва ли найдется проектная организация, где бы не использовалось архитектурно-строительное программное обеспечение. Не секрет, что многие архитекторы всё еще проектируют без учета реального рельефа: здания либо помещаются на плоскую поверхность, либо вписываются в существующие фотографии. В итоге — просто красивая картинка, а не точная инженерная модель проекта «архитектура + проектный рельеф».

Трехмерное архитектурное моделирование имеет массу преимуществ перед плоскими чертежами. В нашем трехмерном мире трехмерными должны быть и проектируемые объекты. Проектировать так намного удобнее! Сразу становятся заметны все просчеты и неточности; их можно исправить еще на стадии проекта, а не в процессе строительства, когда это обходится в десятки раз дороже. Так что «ценность» и польза трехмерного проектирования несомненны. Просто раньше трехмерные модели были доступны только в картонном виде, а с такими моделями ни размера точного не получишь, ни отметки, ни профиля не построишь. Другое дело теперь. Для архитекторов уже стало привычным работать с компьютерными трехмерными моделями, но при этом почему-то забывают об окружающем ландшафте, а он тоже трехмерный. И здание нужно проектировать не само по себе, а в гармоничной связке с окружающей средой, которая включает существующий и проектируемый рельеф местности, застройку, существующие и проектируемые зеленые насаждения и другие элементы благоустройства. Архитектурная модель на плоском «столе» и модель ландшафта без архитектуры смотрятся нелепо. Вместе же они вдвое более информативны и точно показывают, как будет выглядеть объект после строительства (если, конечно, на должном уровне сработают строители).

Итак, трехмерные модели — венец современных высоких технологий проектирования. Фундамент же этих технологий — высокая точность. Трехмерное проектирование как раз на такой точности и базируется, благодаря чему приобретает новое качество — отсутствие геометрических ошибок. Если изначально всё делать точно, то, повторим, все ошибки обнаружатся уже на стадии проекта, а не на стройке. Нет никаких округлений, никакого накопления ошибок; главное требование к проектировщику — соблюсти точность построений.

Теперь, покончив с теорией, расскажем о том, как выполнялся проект реставрации театра и реконструкции прилегающей к нему территории.

Перед началом работ требовалось получить соответствующего качества исходные материалы. По зданию театра нам было предоставлено несколько десятков бумажных архитектурных планов и фасадов масштаба 1:50 (формат А0), а по прилегающей территории — четыре листа топографической съемки масштаба 1:200 и шесть планшетов топографической съемки масштаба 1:500. Все эти бумажные материалы были отсканированы на широкоформатном сканере формата A0 в техническом центреАО «Аркада».

Известно, что любое бумажное изображение содержит геометрические искажения: бумага деформируется неравномерно, различные ее участки имеют разную влажность и плотность. Как следствие, искажаются и нанесенные на бумагу изображения. Свои геометрические искажения в растровый файл вносит и сам процесс сканирования. Поэтому, прежде чем использовать растровые материалы в дальнейшей работе, их понадобилось исправить в программе RasterDesk. Исходные бумажные фасады и планы содержали сетку крестов, нанесенных через каждые десять сантиметров, — эти кресты и стали основой трансформации растрового изображения. Средствами AutoCAD мы отрисовали аналогичную векторную сетку крестов, но уже идущую строго через десять сантиметров. В RasterDesk растровые кресты «усаживались» на точные векторные, после чего растровые файлы совмещались в единое и точное растровое поле.

Только после этого по точным растрам, используемым в качестве подложки, можно было создавать в Autodesk Architectural Desktop стены, окна, двери и крыши.

Рис. 1. Исходный нетрансформированный растровый файл фасада. Обратите внимание, что сетки растровых и векторных крестов не совпадают. Такой файл непригоден для проектирования
Рис. 1. Исходный нетрансформированный растровый файл фасада. Обратите внимание, что сетки растровых и векторных крестов не совпадают. Такой файл непригоден для проектирования
Рис. 2. Трансформированный растровый файл фасада. Теперь сетки растровых и векторных крестов совпадают и файл годится для работы
Рис. 2. Трансформированный растровый файл фасада. Теперь сетки растровых и векторных крестов совпадают и файл годится для работы

Таким же образом в программе RasterDesk были исправлены и совмещены в одно целое топографические планы масштабов 1:200 и 1:500, после чего они использовались в Autodesk Land Desktop для построения трехмерной модели существующего рельефа и выполнения разбивочного чертежа генплана.

Рис. 3. Исходный нетрансформированный растровый файл топографического плана М1:500. Сетки растровых и векторных крестов не совпадают. Такой файл непригоден для проектирования
Рис. 3. Исходный нетрансформированный растровый файл топографического плана М1:500. Сетки растровых и векторных крестов не совпадают. Такой файл непригоден для проектирования
Рис. 4. Трансформированный растровый файл топографического плана М1:500. Теперь сетки растровых и векторных крестов совпадают и файл годится для работы
Рис. 4. Трансформированный растровый файл топографического плана М1:500. Теперь сетки растровых и векторных крестов совпадают и файл годится для работы

Далее задачи авторов этих строк разделились: один из нас занялся моделированием здания оперного театра, а другой — проектом генплана прилегающей территории.

Архитектура

После коррекции отсканированных архитектурных чертежей можно было приступать к построению трехмерной модели средствами Autodesk Architectural Desktop (ADT). Растры планов этажей были вставлены на соответствующие отметки, а растровые фасады заняли свои места в трехмерном пространстве.

Рис. 5. Пример размещения растров в трехмерном пространстве и создания по ним объектов ADT
Рис. 5. Пример размещения растров в трехмерном пространстве и создания по ним объектов ADT
Рис. 6. Пример создания объектов ADT по растровой подложке
Рис. 6. Пример создания объектов ADT по растровой подложке

По этим исправленным растрам создавались объекты ADT: стены, окна, двери и т.д. На рис. 5 черным цветом показан растровый фасад, другими цветами — объекты Architectural Desktop. Геометрическая сложность объекта потребовала выделять разные его элементы контрастным цветом и размещать эти элементы на отдельных слоях. Таких слоев понадобилось 98.

Рис. 7. Проволочная модель театра
Рис. 7. Проволочная модель театра
Рис. 8. Тонированный фрагмент портика театра
Рис. 8. Тонированный фрагмент портика театра

Еще раз повторим: объект очень сложен. Но, владея таким инструментом, как Architectural Desktop, можно создавать объект любой сложности, в том числе со множеством архитектурных деталей и элементов декора.

Рис. 9. Тонированная модель театра
Рис. 9. Тонированная модель театра

На рис. 9 показан окончательный вариант трехмерной модели театра в Autodesk Architectural Desktop. Далее модель была передана в Autodesk VIZ — для фотореалистической визуализации (рис. 10) и получения демонстрационных материалов. Кроме того, Autodesk VIZ помог по-настоящему творчески подойти к этапу презентации идей и проектов:

Рис. 10. Фотореалистическая модель театра с присвоенными материалами
Рис. 10. Фотореалистическая модель театра с присвоенными материалами
Рис. 11. Представление в «акварельном» стиле
Рис. 11. Представление в «акварельном» стиле

Генплан

Разбивочный план

В Autodesk Land Desktop был создан проект «Odessa Opera», а для этого проекта — первый, чистый файл чертежа. Откорректированные растры топографических планов M1:200 и M1:500 помещены в этот чертеж, смасштабированы и посажены на свои координаты. Слои с этими растровыми топоосновами были заблокированы, чтобы случайно их не сдвинуть. Как результат в чертеже появилась топооснова. На ее базе уже можно было приступать к проектированию генплана, но прежде мы дигитализировали контуры существующих зданий и «черные» горизонтали, а по отдельным точкам «черных» отметок расставили COGO-точки Land Desktop. По полученным «черным» горизонталям и «черным» COGO-точкам была построена модель существующего («черного») рельефа: создание такой модели дало возможность автоматически получать отметку в любой точке, указанной в пределах «пятна» построенного «черного» рельефа. В дальнейшем это позволило назначать отметки проектным опорным точкам планировки с учетом отметок, уже существующих в этих точках. Чертеж генплана приобрел вид, представленный на рис. 12.

Рис. 12
Рис. 12

Следующий шаг — выполнение разбивочного чертежа. Были созданы рабочие разбивочные оси, а на их основе — проект разбивки, включающий линии проектных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, бордюров, подпорных стенок. Тогда же мы наметили предварительные контуры лестниц, которые окончательно формировались на этапе вертикальной планировки (рис. 13).

Рис. 13
Рис. 13

Результат этой кропотливой работы (рис. 14, 15) — окончательные линии разбивочного плана.

Рис. 14
Рис. 14

Именно благодаря возможностям Autodesk Land Desktop удалось вычертить столь сложные линии проездов, тротуаров и пешеходных дорожек, до мельчайших деталей воплотив в чертеже все идеи Юрия Петровича Белякова — автора проекта реконструкции территории, прилегающей к театру.

Рис. 15
Рис. 15

Обратите внимание: на разбивочном плане вы практически не увидите круговых кривых. Подавляющее большинство линий состоит из переходных кривых, позволяющих придать линиям генплана изысканные плавные очертания. Тут у Autodesk Land Desktop просто нет конкурентов: столь богатым инструментарием создания и взаимного сопряжения прямых, а также круговых и переходных кривых не может похвастаться никакая другая из аналогичных программ:

В завершение работы над разбивочным планом был выпущен чертеж, соответствующий отечественным ГОСТам, включающий топографическую основу, существующую застройку, проектное решение, экспликацию зданий и сооружений, условные обозначения, «отмывку», основную надпись и все остальные необходимые штампы (рис. 16). На рис. 17 — увеличенный фрагмент этого чертежа.

Рис. 16
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 17

План организации рельефа

Выпустив чертеж разбивочного плана, мы приступили к проектированию вертикальной планировки, назначая проектные («красные») отметки в характерных точках. Autodesk Land Desktop оказался на высоте и тут, предоставив различные способы создания проектных точек и задания их отметок. Одно только описание всех предусмотренных в программе способов создания точек заняло бы здесь не одну страницу. Поэтому вкратце перечислим лишь основные: создание точек заданием уклона и расстояния от базовой точки; нахождение положения точки на пересечении двух уклонов; получение точек различными способами интерполяции; построение точек на осях и вдоль осей различных конфигураций, построение точек на пересечениях различных сочетаний прямых, круговых кривых, переходных кривых; создание точек с автоматическим определением их отметок на основании отметок текущей модели рельефа (поверхности). Плюс к тому масса сравнительно «простых» способов создания точек: начиная от произвольного указания положения точки по XY и задания ее отметки и заканчивая ее созданием с помощью указания базовой точки, азимута и расстояния от базовой точки. Есть также возможность автоматически расставить точки по предварительно вычерченным разбивочным линиям, задавая отметки самостоятельно или интерполировав их в автоматическом режиме. Используя всё богатство предложенных вариантов, мы создали в чертеже массив точек проектных отметок (рис. 18).

Рис. 18
Рис. 18

Отметки точек назначались с учетом соблюдения максимально и минимально допустимых проектных уклонов. Самое пристальное внимание было уделено обеспечению уверенного поверхностного стока дождевых вод по лоткам проездов — особенно на «равнинных» участках площадки. Каждая точка проектной отметки находилась на своей координате Z, что давало возможность, построив проектную поверхность и визуализировав ее в чертеже, оперативно отслеживать ход проектирования вертикальной планировки, тут же оценивая все плюсы и минусы разных вариантов проектных решений. В верхней части рис. 19 вы видите построенную трехмерную модель проектного рельефа, а в нижней — разбивочный план.

Рис. 19
Рис. 19

Autodesk Land Desktop позволяет детально запроектировать не только все лестницы и подпорные стенки сложнейших конфигураций, но даже бордюрные камни проездов и пешеходных дорожек (рис. 20).

Рис. 20
Рис. 20

Очень удобно вращать затонированное изображение поверхности, рассматривая его с разных сторон (рис. 21): на стадии проектирования удалось исправить ошибки, закравшиеся в вертикальную планировку площадки. А результатом работы над этой частью проекта стал чертеж плана организации рельефа (рис. 22, 23), включающий все элементы, которые требуются по ГОСТу.

Рис. 21
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 23

Как видите, Autodesk Land Desktop не вносит никакого антагонизма между трехмерной моделью проектного рельефа и классическими двумерными чертежами. Более того, трехмерная модель помогает проектировщику утвердиться в правильности принятого решения, оперативно отследить и исправить просчеты и ошибки. Кроме того, детальная модель проектного рельефа позволяет быстро получить чертеж плана организации рельефа не только в проектных опорных точках, но и в «красных» горизонталях (рис. 24).

Рис. 24
Рис. 24

План земляных масс и разрезы

Трехмерная модель проектного рельефа позволила в дальнейшем быстро получить качественные чертежи картограмм (план земляных масс). Пример одной из построенных картограмм — на рис. 25. Всего было построено четыре картограммы, соответствующие этапам производства работ, и шесть чертежей поперечных профилей по площадке. На построение и оформление четырех картограмм ушло чуть меньше одного рабочего дня. Что же до профилей (рис. 26), то они вообще были получены практически мгновенно.

Рис. 25
Рис. 25
Рис. 26
Рис. 26

План благоустройства территории

Возможности Autodesk Land Desktop позволили создать библиотеку пород деревьев, включающую существующие и проектируемые деревья и кустарники. После этого нанесение существующих деревьев и кустарников, «посадка» проектных зеленых насаждений, а также элементов благоустройства стали делом нескольких часов. Деревья расставлялись с учетом их высоты и диаметра кроны, причем каждое дерево и каждый кустарник автоматически помещались на свою проектную отметку. Нами было предусмотрено создание трехмерных деревьев с наложением текстур фотографической точности, а также «классические» изображения деревьев и кустарников на чертежах в плане. Фрагмент чертежа благоустройства территории показан на рис. 27: существующие насаждения обозначены коричневым цветом, а проектируемые — зеленым.

Рис. 27
Рис. 27

Трехмерный макет и подготовка демонстрационных материалов для презентации проекта

Перейдем теперь к самому интересному. Запроектированная трехмерная модель «красного» рельефа и трехмерная модель оперного театра были совмещены в среде AutoCAD — с абсолютной точностью по координатам и с использованием объектных привязок. Совмещенную 3D-модель мы передали в Autodesk VIZ 4, где каждому элементу этой модели был присвоен соответствующий материал. Были расставлены источники света, назначены камеры. И свершилось чудо: на экране возникли картины проектируемого объекта.

Рис. 28. Общее проектное решение
Рис. 28. Общее проектное решение
Рис. 29. Фрагмент общего проектного решения: вид со стороны главного фасада
Рис. 29. Фрагмент общего проектного решения: вид со стороны главного фасада
Рис. 30. Проверка визуальных осей
Рис. 30. Проверка визуальных осей
Рис. 31. Проволочная модель. Каждая точка находится на своей проектной отметке. Прораб на стройке уже не поставит вас в тупик вопросом: «А какая тут должна быть отметка?». Вопрос теперь в другом: хватит ли у прораба квалификации вынести ваш проект в натуру (Autodesk Land Desktop позволяет образмерить и подготовить разбивочные чертежи любых проектных решений)
Рис. 31. Проволочная модель. Каждая точка находится на своей проектной отметке. Прораб на стройке уже не поставит вас в тупик вопросом: «А какая тут должна быть отметка?». Вопрос теперь в другом: хватит ли у прораба квалификации вынести ваш проект в натуру (Autodesk Land Desktop позволяет образмерить и подготовить разбивочные чертежи любых проектных решений)
Рис. 32. Демонстрация рельефа площадки
Рис. 32. Демонстрация рельефа площадки
Рис. 33. Фрагмент проектного благоустройства и озеленения площадки у здания морского музея
Рис. 33. Фрагмент проектного благоустройства и озеленения площадки у здания морского музея
Рис. 34. Фрагмент проектного благоустройства и озеленения площадки перед главным фасадом театра
Рис. 34. Фрагмент проектного благоустройства и озеленения площадки перед главным фасадом театра
Рис. 35. Демонстрация общего планировочного решения площадки
Рис. 35. Демонстрация общего планировочного решения площадки

К сожалению, рамки журнальной статьи не позволяют опубликовать все кадры, подготовленные для этого проекта. Мы приводим лишь малую их часть, позволяющую до некоторой степени представить объем проведенной работы и ее результаты.

Итоги

  • Рассмотренная линейка программных продуктов позволяет проектировать на современном уровне, добиваясь превосходных результатов, не только приятных глазу, но и безупречных с инженерной точки зрения.
  • Нами разработана учитывающая отечественные ГОСТы технология проектирования генеральных планов любой сложности с использованием пакета Autodesk Land Desktop. Эта технология предусматривает построение трехмерных моделей существующего и проектируемого рельефа на основе классических двумерных чертежей — бумажных топооснов.
  • Предложена технология быстрого создания отмывки чертежей (разбивочного чертежа, чертежа вертикальной планировки, чертежа благоустройства и т.д.). Результат — великолепные «классические» чертежи, пригодные для презентаций.
  • Создана технология построения трехмерных лестниц, подпорных стенок, бордюров любой степени сложности.
  • Предложена технология построения максимально точных моделей рельефа с минимальным использованием структурных линий, что резко сокращает временные затраты на построение трехмерных моделей рельефа.
  • Создана технология проектирования элементов благоустройства и озеленения, включающая получение классического двумерного чертежа и автоматическое создание фотореалистической трехмерной модели озеленения с использованием библиотеки пород растений, а также с учетом их высоты и диаметра кроны.
  • Разработана технология работы с очень большим проектом (в нашем случае это 400Мб чертежей и вспомогательных файлов). Предлагается технология разделения большого проекта на отдельные чертежи, систематизация и максимально удобная работа с очень большим количеством слоев, используемых в подобных проектах (более 300 слоев).
  • Разработана технология получения стопроцентно «классических» 2D-чертежей и — одновременно с ними — полной трехмерной модели (рельеф + архитектура) для проверки качества и правильности инженерных решений, а также для презентационных целей.
  • Предложена технология совмещения трехмерной модели проектируемого рельефа и трехмерных моделей проектируемых зданий и сооружений, а также способы быстрого построения трехмерной модели существующей застройки.

Возможно, вы заметили, что в приведенном проекте отсутствует чертеж сводного плана инженерных сетей, конструкции дорожных одежд и т.д. Хотим обратить ваше внимание, что все представленные чертежи относятся к стадии «проект», но степень их проработки соответствует мрабочим чертежам» — без всяких преувеличений! Чертежи проекта выполнены с абсолютной точностью. Осталось только разбить строительную геодезическую сетку или нанести заменяющий ее разбивочный базис, проставить необходимые координаты и размеры, дополнить чертежи прочими необходимыми элементами и комплект рабочих чертежей будет готов. Сделать это можно довольно быстро — ведь главная работа (создание модели) уже выполнена. И построенная трехмерная модель теперь сторицей окупит время, затраченное на ее создание.

Выводы

  • Трехмерная модель проектируемого рельефа служит, во-первых и главным образом, для проверки предлагаемых инженерных решений и для быстрого обнаружения допущенных ошибок и просчетов. Любая, даже небольшая ошибка в отметке или неудачное инженерное решение заметны на трехмерной модели рельефа сразу же. Утаить тут ничего нельзя — всё видно как на ладони! Генпланист работает с абсолютно точной моделью проектируемого рельефа уже на этапе проектирования, а не строительства, когда исправлять ошибки поздно и дорого.
  • Совместив трехмерный рельеф с трехмерной архитектурой, можно получить гораздо большие возможности оценки предлагаемых инженерных решений. Это многократно повышает ценность 3D-модели. Поэтому совместное применение пакетов Autodesk Architectural Desktop и Autodesk Land Desktop намного эффективнее применения этих продуктов по отдельности.
  • Autodesk Land Desktop незаслуженно обойден вниманием проектировщиков. Виной тому как отсутствие полной документации на русском языке, так и отсутствие в продаже справочной русскоязычной литературы по этому продукту с описанием методики проектирования в нем. Нет и описания технологии использования обширного инструментария Autodesk Land Desktop для проектирования с учетом отечественных стандартов и особенностей. При этом пакет располагает исчерпывающим набором функций для проектирования генпланов — нужно только найти правильные и последовательные «технологические» цепочки их применения.

В своей книге, которая скоро должна выйти, мы постараемся восполнить этот досадный пробел и предложить специалистам генплана простую и ясную методику проектирования в среде Autodesk Land Desktop.

  • Особенно выигрышно смотрятся проекты на сложном рельефе.
  • Мы готовы к сотрудничеству и поможем внедрить эти технологии в вашем предприятии.

Применяя связку программных продуктов Autodesk Architectural Desktop и Autodesk Land Desktop, мы смогли получить принципиально новое качество проектных решений, ранее недостижимое при использовании классических методов проектирования. Не говоря уже о том, что проект был выполнен малым количеством специалистов и в достаточно сжатые сроки.

Резюме авторов проекта реставрации театра оперы и балета в г. Одессе об объемном проектировании городской среды с помощью программных продуктов Autodesk Architectural Desktop и Autodesk Land Desktop.

В последнее время значительно возрос интерес к проектированию и устройству городской среды и усадебных территорий.

Решение вопросов благоустройства городских территорий (в особенности территорий с исторической застройкой) требует от ландшафтных архитекторов комплексного подхода к проектированию. Это:

  • исторические исследования и натурные изыскания;
  • геология;
  • инженерная подготовка территории, организация рельефа, инженерные сети;
  • панировочное и объемно-пространственное решение территории, где главным является сохранение исторической среды как единого целого с образом исторической застройки;
  • озеленение, которое также должно быть подчинено общей идее: оно является очень важным фактором, подчеркивающим красоту объекта, закрывающим нежелательные визуальные направления при его восприятии, создающим комфорт городской территории.

Более двадцати лет занимаясь объектами садово-паркового искусства и территориями памятников архитектуры, мы отработали методику выполнения таких работ именно в комплексе, когда группа в составе искусствоведа, планировщика, архитектора по МАФ, дендролога выполняла работы на больших и малых объектах.

По всем разделам проекта выпускался полный объем документации, однако когда начинались строительные работы (особенно в городской среде) возникал ряд проблем.

Так как работа по устройству мощения велась захватками на разных участках, порой при разрытых под укладку коммуникаций траншеях, невозможно было планировочно состыковать эти участки, особенно если разбивку выполняла подрядная организация.

Кроме того в процессе выполнения работ выявлялся ряд недочетов проекта, основной причиной которых была классическая «бумажная» технология проектирования ландшафта в плане.

Как все мы знаем, основой проектирования любого ландшафта является принцип его визуального восприятия. Раньше для решения этой задачи мы пользовались фотофиксацией объекта и на ее основе прорисовывали отдельные визуальные направления. Такой подход субъективен и влечет за собой ряд неизбежных ошибок, которые приходится исправлять в процессе строительства (исправления требуют очень серьезных затрат, а иногда и просто невозможны).

Поэтому мы применили новую технологию компьютерного моделирования. Суть ее заключается в построении математически точной трехмерной модели объекта проектирования. Создание такой модели включает построение трехмерной модели рельефа на основании топографической съемки, а затем проектирование трехмерной модели проектного рельефа с учетом и на основании построенной ранее модели существующего рельефа. Проектирование ведется как на плане, так и в объемном изображении. Уже на этой стадии мы получаем точную трехмерную модель генплана и организации рельефа. Модель можно оценить с любой точки визуального восприятия, определить все недостатки и достоинства проектного решения, точно оценить проектируемый ландшафт, градостроительную ситуацию и среду проектирования. Параллельно строятся и устанавливаются на проектный рельеф точные трехмерные модели зданий. Таким же образом на основании таксации или инвентаризации зеленых насаждений строится проектная модель озеленения.

Совместив модели рельефа, зданий и озеленения, мы уже в проектном кабинете получаем трехмерную модель градостроительной ситуации.

Это очень важно для архитекторов, причем не только ландшафтных, а также для заказчика и исполнителя работ, поскольку на данной стадии проектирования все они имеют возможность увидеть (из различных точек городской территории), каким именно образом проектируемый объект впишется в городскую среду.

Далее на основании модели мы получаем высококачественную рабочую документацию. Имея такую документацию, важно грамотно вынести ее в натуру. По нашему мнению, это должен делать квалифицированный геодезист, имеющий в распоряжении электронно-оптический тахеометр.

В качестве примера применения технологии трехмерного проектирования предлагается проект благоустройства территории Одесского государственного театра оперы и балета.

Одесский государственный академический театр оперы и балета — выдающийся памятник архитектуры ХIХ в. Здание построено в 1884–1887 гг. на основании эскизного проекта венских архитекторов Г. Гельмера и Ф.Фельнера. Рабочие чертежи для строительства на месте сгоревшего старого театра были разработаны одесскими архитекторами А.Бернардацци, Ф.Гонсиоровским и Ю.Дмитренко.

Здание находится в центре исторического ядра города. Со стороны восточного фасада к зданию театра примыкала театральная площадь, общие черты исторической планировки которой сохранились. Перед главным фасадом в результате разрушения застройки вдоль Ланжероновской улицы образовались два кармана. Со стороны западного фасада — сквер «Пале-Рояль».

Проект благоустройства территории, прилегающей к театру, разработан на основании реставрационного задания, выданного Управлением охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации.

Проект выполнен на геотопосъемке М 1:200 и М 1:500, исполненной в 1998 г.

Для выполнения проекта были проведены натурные изыскания территории, проанализированы архивные и исторические материалы, материалы поквартальной инвентаризации, выполненной в 1986 г. институтом «УкрНИИпроектреставрация». Главным заданием проекта генплана было восстановление на основании исторических материалов гармоничного единства Театральной площади и прилегающих парковых зон (парковая зона между театром и Музеем морского флота, «Пале-Рояль»).

На территории «старой» площади между восточным фасадом театра и Музеем морского флота (Английский клуб) предлагается восстановление исторического партера, устройство фонтана, объединение этой территории в единое целое. Около музея предлагается устройство экспозиционной площадки.

В сквере «Пале-Рояль» предлагается сохранить существующую историческую планировочную структуру с учетом проведения реконструкции застройки «Пале-Рояля» и восстановления там функций культурного и торгового комплекса.

В едином стиле со «старой» площадью решается территория перед главным фасадом.

Чтобы подчеркнуть парадность и величавость главного фасада, симметрично главной оси входа устраиваются два фонтана, вокруг которых формируется зона отдыха.

Проектом предусмотрено устройство таких типов покрытия:

  • покрытие центральной части — гранитные плиты;
  • покрытие проезжей части — гранитная брусчатка;
  • покрытие тротуаров прилегающих кварталов — ФЭМ «Природный камень»;
  • покрытие дорожек в сквере «Пале-Рояль» — спецсмесь.

Покрытие окантовывается пиленным гранитным бортом.

Водоотвод с территории осуществляется комбинированным способом по лотковым профилям покрытий в существующую ливнеприемную сеть.

Вдоль всего здания театра устраивается отмостка шириной 3 м.

Проектные уклоны: продольные — i = 0.01 — 0.09, поперечные — i = 0.02 — 0.03 (уклон отмостки -0.03).

Представленные материалы публикуются с разрешения авторов проекта:

  • проект реставрации Одесского театра оперы и балета — ГАП Дыховичная Н.А.
  • проект реконструкции территории — ГАП Беляков Ю.П.