2-я международная и 13-я всероссийская олимпиады студентов 2-я международная и 13-я всероссийская олимпиады студентов

В рамках форума «Единая Россия», который состоялся в Нижнем Новгороде 1–4 ноября 2005 года, прошли 2-я международная (русскоязычная) и 3-я всероссийская студенческие олимпиады по графическим информационным технологиям и системам. Естественно, программа форума, где информационные технологии были одной из ключевых тем, нашла отражение и в тематике олимпиад (к примеру, тема виртуального Нижнего Новгорода, представленного на форуме городской администрации совместно с НОЦ НИТ, была включена в конкурсы по компьютерному дизайну). Учредителями всероссийской олимпиады стали Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») и другие федеральные организации, а также администрация губернатора, правительство Нижегородской области, городская администрация, Нижегородский государственный технический университет (НГТУ), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана и ряд других вузов. Учредители международной олимпиады — Autodesk, Consistent Software (эти компании выступили и в качестве спонсоров обеих олимпиад), НГТУ и НОЦ НИТ НГТУ. Конкурсные задания выполняли 126 студентов из России, Украины и Казахстана, представлявшие вузы шестнадцати городов: Новосибирска, Снежинска, Пензы, Тюмени, Нижнего Новгорода, Томска, Иваново, Челябинска, Дзержинска, Саранска, Арзамаса, Йошкар-Олы, Шахт, Донецка, Уральска, Рудного.

География олимпиады География олимпиады

К сожалению, отсутствовали московские и санкт-петербургские команды: сказалась смена поколений участников и руководителей. Видимо, сыграл свою роль и перенос сроков: в этом году олимпиады состоялись на месяц раньше обычного…

Программа всероссийской олимпиады включала четырнадцать конкурсов, международной — девять:

  1. Геометрическое моделирование и компьютерная инженерная графика (программное обеспечение — русская версия AutoCAD 2006).

    Содержание задания

    По чертежу общего вида выполнить:

    • твердотельные модели входящих деталей;
    • сборку предложенного изделия, используя банк и построенные модели деталей;
    • чертежи входящих деталей.
  2. Параметрическое (ассоциативное) моделирование (программное обеспечение — Autodesk Inventor Professional 10).

    Содержание задания

    Используя чертежи деталей, входящих в сборку, выполнить:

    • параметрические модели деталей;
    • трехмерную сборку изделия.
  3. Виртуальное моделирование (программное обеспечение — 3 ds max 7).

    Содержание задания

    Создать анимационный ролик по заданному сценарию.

    Помимо владения основами анимации и видеомонтажа, от конкурсанта требовалось продемонстрировать умение:

    • моделировать сложные объекты;
    • использовать материалы на основе текстуры и создавать новые материалы;
    • создавать спецэффекты.
  4. Анимация персонажей (программное обеспечение — 3 ds max 7 (Character Studio).

    Содержание задания

    Создать анимационный ролик по заданному образцу, что предполагает умение:

    • анимировать сложные объекты;
    • применять средства текстурирования поверхности;
    • использовать видеомонтаж.
  5. Архитектурное моделирование (программное обеспечение — русская версия Autodesk Architectural Desktop 2006).
  6. ГИС-моделирование (программное обеспечение — Autodesk Map 3D 2006).

    Содержание задания:

    • создание электронной карты по растровой подложке или чертежу;
    • тематическое картографирование на основе заданной атрибутивной информации;
    • работа с таблицами, запросами, графиками, макросами, формами;
    • решение доступных прикладных задач.
  7. Создание ГИС-сайтов (программное обеспечение — Autodesk MapGuide 6.5).
  8. Конкурс дипломных проектов по PLM (ИПИ — информационная поддержка жизненного цикла изделий).
  9. Конкурс дипломных проектов по ILM (ИПИН — информационная поддержка жизненного цикла инфраструктуры).

Все конкурсы проводились на лицензионных программных продуктах. Участники международной олимпиады использовали только разработки Autodesk, а конкурсные задания всероссийской олимпиады выполнялись преимущественно на разработках Autodesk и Consistent Software.

Студенты продемонстрировали виртуозное владение графическими информационными технологиями и основательные навыки работы с основными пакетами фирм-разработчиков. За несколько часов (по условиям конкурса — не более шести) они справлялись с заданиями, на выполнение которых даже опытные профессионалы тратят намного больше времени. Пятый год подряд к участию в студенческой олимпиаде приглашались специалисты различных организаций, однако состязаться со студентами и на сей раз не рискнул никто. Показанные результаты были бы невозможны без оснащения многих вузов лицензионным программным обеспечением и сертифицированного обучения работе с ним. А увеличивающееся год от года число участников олимпиад и очевидный рост их профессионализма свидетельствуют о качественном повышении уровня преподавания.

Победители и призеры олимпиад учатся в восьми российских вузах:
Нижегородском государственном техническом университете;
Челябинском государственном агроинженерном университете;
Южно-уральском государственном университете;
Новосибирском государственном техническом университете;
Тюменском государственном нефтегазовом университете;
Пензенской государственной технологической академии;
Марийском государственном техническом университете;
Ивановском государственном университете.

Студенты, представившие лучшие конкурсные работы, отмечены дипломами Минобрнауки РФ, им вручены 42 лицензионные копии программных продуктов от Autodesk и Consistent Software. Все участники олимпиад, продемонстрировавшие уровень подготовки, соответствующий сертификационным требованиям, получили международные сертификаты Autodesk.

О технологическом уровне работ лучше всяких слов свидетельствуют приводимые иллюстрации.

Победители олимпиады Победители олимпиады

Одновременно с олимпиадами НОЦ НИТ НГТУ провел традиционную международную научно-практическую конференцию по графическим информационным технологиям и системам КОГРАФ-2005. В ее работе, организованной по секциям «Информатизация профессионального образования» и «Технологии поддержки жизненного цикла изделий и инфраструктуры», приняли участие руководители олимпиадных команд, ведущие преподаватели вузов.

На конференции было отмечено планомерное выполнение рекомендаций научно-методического совета Министерства образования и науки РФ по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике (на первой ступени технических вузов научно-методический совет предлагает использовать графические информационные технологии Autodesk и Consistent Software в качестве базовых). Autodesk безвозмездно предоставил ряду вузов тысячи лицензий на AutoCAD, Autodesk Inventor и другие программные продукты. Всё более активно приобретаются учебные версии этих программ — за последнее время соответствующие лицензии приобрели МГТУ имени Н.Э. Баумана, Ижевский государственный технический университет, Государственный университет Ростова-на-Дону, Волжский филиал МАДИ (ГТУ) в г. Чебоксары, Пермский государственный технический университет. В ближайшее время этот список пополнят Нижегородский государственный технический университет, Нижегородский архитектурно-строительный университет, Пензенская государственная технологическая академия, Тюменский государственный нефтегазовый университет и другие вузы.

Вручение призов Вручение призов

На секциях КОГРАФ-2005 прозвучали доклады об использовании программных продуктов Autodesk и Consistent Software в учебном процессе МИЭМ, НГТУ, НГАСУ, Челябинского архитектурно-строительного университета. Сотрудники НОЦ НИТ провели презентацию новых программных продуктов Autodesk и Consistent Software (Autodesk Inventor 10, Autodesk Architectural Desktop 2006, AutoCAD 2006, MechaniCS 5, новейшие версии программ серии Raster Arts).

От имени высшей школы РФ учредители благодарят компанию Autodesk и ее российское представительство (А. Тасев, М.Г. Король), а также группу компаний Consistent (И.Д. Ханин, Н.Б. Остроухова).