«Этот пиджак я ношу уже пятнадцать лет, и он все как новый!»
И. Ильф, Е. Петров

Мои года — мое богатство

С момента выхода первой версии 3D Studio под DOS — может быть, не совсем идеального, но тогда практически единственного инструмента трехмерного моделирования для персональных компьютеров IBM PC — прошло уже 10 лет. Сменяя друг друга, появились еще четыре версии пакета под операционную систему DOS, после чего, в 1995 году, Autodesk выделил для развития этого направления специальную группу разработчиков, которая была названа Kinetix. Результат не заставил себя ждать — в том же году была выпущена версия 3D Studio MAX под Windows с улучшенным интерфейсом и значительно расширенными возможностями, а главное с открытой архитектурой. Сразу же стали появляться различные приложения и дополнения, наиболее удачные из которых входили в новые версии 3D Studio MAX. Вот так, совершенствуясь от версии к версии, 3ds max отмечает свой маленький юбилей. Стоп, а почему изменилось название? Примерно год назад, когда Autodesk поглотил фирму discreet, известную в компьютерном мире своими пакетами для нелинейного видеомонтажа и композитинга, решено было продолжить разработку и реализацию 3D Studio MAX под торговой маркой discreet. А название изменилось в соответствии с корпоративным стандартом. Итак, встречайте — 3ds max 4!

Пользователи, читавшие описание четвертой версии на web-сайте разработчика, ждали ее выхода с нетерпением. И, должен сказать, discreet оправдал все ожидания! Множество новых возможностей и улучшенное математическое ядро закрепили лидерство 3ds max 4 на рынке трехмерного моделирования, анимации и визуализации. Интуитивный интерфейс, удобные средства создания «живых» персонажей, открытая архитектура и усовершенствованные средства визуализации определили выбор 3ds max 4 как инструмента создания персонажей и ландшафта для таких игровых систем, как Microsoft`s Xbox, Sony Playstation 2 и Nintendo GAMECUBE. Не обойдена вниманием и возможность интеграции с пакетами для видеомонтажа: 3ds max активно применяется для наполнения телеэфира и создания спецэффектов в кино.

3ds max :: пример визуализации
3ds max :: пример визуализации

Что день грядущий нам готовит?

Я сознательно не буду перечислять все новые возможности четвертой версии — их невозможно уместить в рамки одной статьи. Остановимся только на самых главных. Итак:

Интерфейс

Удобство общения с программой во многом определяют скорость и качество выполняемых работ, вот почему discreet уделяет огромное внимание разработке интерфейса. Вы можете настроить не только панели инструментов, меню и горячие клавиши, но и поменять цвет любого элемента управления, назначить макросы кнопкам, изменить размены и количество видовых экранов.

3ds max :: пример визуализации
3ds max :: пример визуализации

Технология Flex

Появился мощный инструмент для моделирования одежды и тканей. Варьируя «внешние воздействия» (гравитацию, ветер), изменяя параметры материалов, можно с физической достоверностью воспроизвести движение «мягких» тел.

Манипуляторы

Каждый из этих создаваемых в сцене элементов управления может быть связан с одним или несколькими параметрами объектов. При изменении значений манипулятора мгновенно изменяются и все связанные с ним свойства объектов. Как и любой другой объект, манипулятор можно программировать с помощью MAXscript.

Инверсная кинематика

Эта возможность всегда вызывала живой интерес пользователей. В четвертой версии модуль инверсной кинематики во многом переработан и улучшен. Открытая архитектура обеспечивает возможность написания дополнительных функций для более тонкой настройки движения персонажей.

3ds max :: пример визуализации
3ds max :: пример визуализации

Bones System

Новые системы создания скелета (Bones System) и кожного покрова (Skin) предлагают мощные средства анимации «живых» персонажей. Каждая составляющая скелета является параметрическим объектом, который может быть изменен стандартными средствами редактирования. Объем и форма каждой «кости» учитывается при создании облика персонажа.

3ds max :: пример визуализации
3ds max :: пример визуализации

Поддержка Direct 3D

В предыдущей версии, чтобы видеть в рабочем окне реальную прозрачность материалов и атмосферные эффекты, требовалось использование профессиональных видеокарт и специальных драйверов для 3ds max. Но эволюция не стоит на месте! Современные технологии ускорения 3D-графики сделали возможным применение мультитекстурирования поверхностей, отображения прозрачности и шероховатости (bump) материалов непосредственно в видовых экранах. И все это в режиме реального времени!

ActiveShade

— Хорошо было бы сразу видеть окончательное изображение, когда я изменяю что-нибудь в сцене.
— Можно! Достаточно приказать видовому экрану показывать сцену в режиме ActiveShade. Теперь, как только вы измените положение объектов, параметры материалов или источников света, сразу же обновится окно ActiveShade.
— Но… мощности моего компьютера не хватает для обновления экрана в реальном времени.
— Укажите только интересующую вас область. Ведь если вы подбираете в интерактивном режиме материал одного объекта, зачем каждый раз обновлять всю сцену?

Depth of Field и Motion Blur

Motion Blur (смазывание контуров объектов при быстром движении) уже было реализовано в предыдущих версиях 3ds max. Но теперь, благодаря возможности использования многопроходных визуальных эффектов, эта процедура значительно улучшена, добавлено размывание объектов, удаленных от фокуса камеры (Depth of Field). Увидеть предварительные результаты можно непосредственно в рабочем окне.

3ds max :: пример визуализации
3ds max :: пример визуализации

Внимание, черный ящик…

Что же, кроме инсталляционного диска, лежит в коробке с 3ds max 4? Надо отдать должное компании discreet — она никогда не оставляет покупателя один на один с программой. В комплект поставки входят учебное пособие с примерами и описанием в печатном виде, три тома руководства пользователя и руководство по установке. Здесь же вы найдете пять компакт-дисков с программами для преобразования сцен 3ds max в векторные Internet-форматы.