Когда прошлым летом в сети Интернет появился сайт, представляющий мои работы в трехмерной компьютерной графике (http://www.chat.ru/~af_ivanov), мне стали приходить электронные письма от молодых архитекторов. Многие из них достаточно свободно работают с двумерными чертежами в AutoCAD, на уровне простейших навыков знакомы с 3D Studio — и почти все просили поделиться соображениями о сути компьютерного моделирования. Чтобы облегчить свою участь сетевого консультанта, попробую ответить всем сразу и уберечь начинающих 3D-графиков от мучительного и долгого изобретения изобретенного.

Зачем нужна 3D-графика? И правда, зачем? Что заставляет заказчика ради нескольких картинок расставаться с некоторой суммой денег?

Разработчик, создающий трехмерную сцену, должен обладать определенным художественным вкусом

Красивая картинка как средство поиска финансирования

Она, эта картинка, нужна сразу — когда еще только начинается поиск источников финансирования и партнеров по долевому участию, определяются объемы строительных работ и оформляется исходно-разрешительная документация. Создав в эскизном виде виртуальную модель будущего объекта, архитектор в состоянии упростить и ускорить эти процессы. Одна хорошая картинка, дающая представление об архитектурно-художественных качествах сооружения, да небольшой альбом с эскизными чертежами и основными технико-экономическими показателями могут стать решающим аргументом в пользу будущего строительства. Всё наглядно, всё перед глазами. Заказчик укрепляется в мысли, что был прав, выбирая вашу проектную фирму (особенно если работа велась на конкурсной основе). Условия выполнения подобных работ очень жесткие: ограничения по срокам, недостаток исходных материалов, создание модели по карандашным наброскам. Но удачно выполненная работа приносит не только моральное удовлетворение.

Воздействие на заказчика: 3D вне конкуренции

Воспринимать линии чертежа как условное изображение неких объемных форм могут, увы, не все. Эстетские цвето-световые композиции, иногда применяемые в 3D-графике, многих заказчиков только сбивают с толку. Другое дело — близкие к фотографическому качеству трехмерные изображения: ничто другое так сильно заказчика не впечатлит.

Разработчик, создающий трехмерную сцену, должен обладать определенным художественным вкусом. Как умение смешивать краски еще не дает права именоваться художником, так и работа с мышью и экраном оставляет бесконечный простор для совершенствования в этом деле. Работы, выполненные геометрически скрупулезно, но лишенные художественного наполнения, часто вызывают у заказчика разочарование и, на мой взгляд, не могут считаться профессиональными.

Хорошо выполненная компьютерная визуализация фотографического качества впечатляет заказчика
Хорошо выполненная компьютерная визуализация фотографического качества впечатляет заказчика

Картинка должна быть максимально фотографичной

Совсем хорошо, если будущий объект вписан в реальное окружение. Вот только, если не хотите испортить впечатление от хорошего замысла нелепыми деревьями или безобразными фигурками людей, подбирайте элементы антуража максимально точно и корректно. Постарайтесь избежать двух самых распространенных ошибок:

  • нарушенного соотношения масштабов самого объекта и антуража;
  • неправильно выбранной точки зрения (сюда же отнесем смещение линии горизонта).

Неудачный ракурс способен погубить все достоинства трехмерной картинки!

Как создается 3D-графика

Когда заказ на разработку проектной документации получен, архитекторы нашей проектной фирмы реализуют свои идеи в виде двумерных чертежей. На стадии рабочего проектирования может понадобиться и трехмерная модель — но лишь как инструмент самопроверки. Я не сторонник объектно-ориентированного проектирования, когда на компьютере создается подробнейшая модель объекта, а уже из нее генерируются планы и фасады. Недостатки очевидны: сверхсерьезные требования к аппаратному обеспечению, повышенная сложность редактирования трехмерных элементов. Наконец, эта методика не позволяет получить ни качественной модели, ни готовых двумерных чертежей — лишь «заготовки» для последующей детализации.

Модель — не средство архитектурного проектирования, а подтверждение качества проекта!

Полученные 3D-элементы соединяются в укрупненную модель, которая затем экспортируется в 3D Studio Max. И уже там происходит чудо превращения чертежных примитивов в строительные элементы и конструкции…

Насколько мне известно, при выполнении двумерных чертежей большинство архитекторов использует AutoCAD — систему, универсальную как для черчения, так и для моделирования. Если договором определено, что проектная документация должна содержать трехмерную графику, работа над ней ведется уже после разработки объемно-планировочных решений объекта. Создание модели — дело сложное, кропотливое, болезненно реагирующее на любые корректировки по ходу работы над проектом. Поэтому на завершающей стадии проектирования модель строится по готовым двумерным чертежам. Двумерные элементы чертежа в среде AutoCAD преобразуются в замкнутые полилинии и выдавливаются по оси Z. Полученные 3D-элементы соединяются в укрупненную модель, которая затем экспортируется в 3D Studio Max. И уже там происходит чудо превращения чертежных примитивов в строительные элементы и конструкции…