Главная » CADmaster №4(4) 2000 » Документооборот и электронные архивы Опыт внедрения технологий электронного документооборота на компрессорном заводе «Борец»
Московский компрессорный завод «Борец», одно из старейших московских предприятий, был основан 20 ноября 1897 года и назывался тогда «Бутырский машиностроительный завод Густав Лист».
Уже более века завод поставляет компрессорное и насосное оборудование, оказывает услуги для нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, химической и других отраслей промышленности нашей страны и зарубежья в эксплуатации нефтяных скважин, обеспечении пневмосетей предприятий сжатым воздухом, иных технологических процессах.
Свою деятельность завод начал с изготовления насосов. Сначала это были пожарные ручные насосы, затем различные поршневые и центробежные с приводом от паровых и электрических двигателей, а уже более 45 лет здесь изготавливаются погружные центробежные насосы для добычи нефти.
Сегодня завод «Борец» — один из крупнейших в России производителей погружных центробежных насосов, которые поставляются таким нефтедобывающим компаниям, как «Нижневартовскнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Ноябрьскнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «СИДАНКО», «ЮКОС». Работая в особо тяжелых условиях Сибири и Крайнего Севера, насосы, изготовленные на заводе «Борец», зарекомендовали себя как высокопроизводительное и долговечное оборудование. Качество и надежность продукции завода — это результат большого производственного опыта работников, использования прогрессивных материалов и технологий, а также практикуемой на заводе системы обязательных испытаний оборудования. Не последнюю роль в обеспечении качества продукции играет использование САПР.
Завод предлагает своим заказчикам полную гамму насосного и компрессорного оборудования, а также услуг по сопровождению:
- Новое поколение погружных центробежных насосов (в различных исполнениях) для добычи нефти. Подача 10−650 м3/сутки, напор 2000−1000 м. Завод осуществляет сервисное обслуживание выпускаемого оборудования и поставку запасных частей.
- Широкую номенклатуру компрессорного оборудования, услуги по его ремонту и сервисному обслуживанию.
- Кроме того, завод выполняет:
- поставку запасных частей ко всем производимым сейчас и произведенным ранее компрессорам нашего завода;
- шеф-монтаж, пуско-наладочные работы и сервисное обслуживание на протяжении всего срока эксплуатации машины;
- модернизацию имеющихся компрессорных установок;
- проектирование и изготовление компрессорных установок взамен ранее закупленных по импорту.
Естественно, столь широкий спектр деятельности требует применения современных средств автоматизации проектирования. А богатая история завода отражена в уникальном архиве технической документации: здесь до сих пор хранятся чертежи, выполненные в прошлом веке на батисте. И они должны храниться, пока эксплуатируется изготовленное по ним оборудование.
Необходимость сохранить уникальный архив предприятия и активно использовать хранящиеся в нем документы для снижения сроков и стоимости нового проектирования привела к решению внедрить на предприятии системы электронного архива, автоматизации технического документооборота и управления проектными данными.
Выбор и внедрение системы
Сопоставив возможности и зарубежных, и отечественных систем управления документами (СУД), «Борец» выбрал лидирующую на мировом рынке систему DOCS Open.
Рассказывает Василий Гришин (в 1998 г. — начальник отдела САПР ОАО «Борец»):
«При выборе СУД мы руководствовались десятью основными соображениями:
- Заводу требовалась полностью русифицированная система.
- Необходима надежная архитектура клиент-сервер, обеспечивающая централизованное хранение и защиту информации как на уровне базы данных, так и на уровне операционной системы (при использовании NTFS).
- DOCS Open — один из этапов комплексной автоматизации предприятия. Передовые отечественные программные продукты в области PDM, интегрируемые с DOCS OpenT, — такие, как PartY и LS Flow — позволят нам в будущем перейти к безбумажной технологии: полностью элек-тронному документообороту, а это даст возможность более эффективно управлять циркуляцией документов и пройти сертификацию на соответствие требованиям ISO 9000.
- Масштабируемая система (в мире реально работают системы со многими тысячами пользователей — нам до этого пока далеко…), DOCS Open позволяет хранить практически неограниченный объем информации за счет подключения дополнительных файл-серверов. При этом можно создать распределенную информационную систему, уменьшив сетевой трафик при обращении к различным серверам документов.
- Независимость от используемых приложений (а соответственно и от типов документов) — DOCS Open сам по себе является удобной информационно-поисковой системой, связанной через модули интеграции с необходимыми нам приложениями (AutoCAD, MS Word и Excel).
- DOCS Open позволяет максимально адаптировать критерии поиска (карточки) документов к специфике предприятия.
- Простота эксплуатации для пользователей: 20-минутного вводного курса достаточно для полноценной работы.
- Простота настройки и последующей поддержки для администратора системы.
- Относительно низкая стоимость самой системы и невысокие эксплуатационные затраты.
- Поддержка и сопровождение системы со стороны поставщика и разработчика.
Внедрение пилотного проекта началось летом 1998-го, а уже в октябре система была принята в промышленную эксплуатацию. Сейчас пользователями системы являются практически все сотрудники конструкторских и технологических подразделений, которые активно участвуют в наполнении архива. В среднем за месяц архив пополняет тысяча новых документов.
Разумеется, не все прошло гладко:
- Не был тщательно проработан проект автоматизации: поначалу мы еще не слишком четко представляли, что именно хотим сделать, какая модель доступа к разрабатываемой документации будет у разных отделов, какого единого стандарта будем придерживаться при использовании САПР… Не сразу, но пришло понимание: разработка проекта автоматизации — главное на первом этапе.
- Необходимо определиться с первоочередными и последующими этапами автоматизации, установить их очередность таким образом, чтобы избежать лишних затрат (200 Мб актуальной архивной документации у нас было отсканировано до того, как мы разработали методику внесения изменений в конструкторскую документацию с учетом применения DOCS Open — мы убили на это месяц!!!)".
За внедрение системы управления документами и САПР отвечал отдел автоматизации. Еще на начальном этапе развития системы был принят ряд положений, обеспечивших в дальнейшем успех внедрения. В первую очередь это решение о минимизации наименований и стандартизации используемого программного обеспечения. В качестве базовой САПР был выбран AutoCAD R14, чему, разумеется, также предшествовал анализ представленных на российском рынке систем:
- AutoCAD наиболее распространен в мире и в нашей стране — следовательно, к минимуму сводятся проблемы с обменом данными. Гораздо проще найти специалистов, имеющих опыт работы с этой системой. Дополнительным аргументом в пользу AutoCAD стало наличие разнообразной учебной литературы на русском языке.
- AutoCAD — открытая система, для которой написано множество специализированных приложений.
- На заводе уже имелось большое количество наработок, сделанных в разных версиях AutoCAD.
Поначалу проектирование велось только в двумерном режиме, что связано и с уровнем подготовки кадров, и со станочным парком предприятия (в основном это универсальное оборудование).
Для работы с документами текстовых форматов и электронными таблицами выбрано программное обеспечение MS Office как наиболее распространенное на российском рынке. (Здесь надо отметить, что DOCS Open, в отличие от ряда других систем, поддерживает режим интеграции с этим и другими популярными приложениями. То есть пользователь может загружать документ в приложение непосредственно из электронного архива и сохранять его в электронном архиве непосредственно из приложения. А это существенно повышает удобство работы с системой и дисциплинирует сотрудников.) Сканированные изображения решено было хранить в формате TIFF.
Эти простые меры оказались очень действенными: использование однотипного программного обеспечения на всех рабочих местах в сочетании с доступом к электронному архиву позволило пользователям реально обмениваться информацией в процессе проектирования.
В настоящее время вычислительный парк завода «Борец» насчитывает уже около 300 компьютеров, объединенных в единую вычислительную сеть под управлением операционной системы MS Windows NT. В качестве СУБД системы управления документами и PDM используется MS SQL Server.
На аппаратном уровне необходимая производительность многопользовательской сетевой работы обеспечивается использованием самого современного сетевого оборудования. Так, например, уже практически все цеха связаны с конструкторскими, технологическими отделами и управленческими службами при помощи высокоскоростных оптоволоконных каналов связи.
Для обеспечения сохранности данных при различного рода аварийных ситуациях (внезапное отключение электропитания
Для поддержки единой модели данных системы управления документами, администрирование системы выполняется централизованно (проведено обучение двух системных администраторов из числа сотрудников завода). В сочетании с централизованной организацией архива, введенными в систему бизнес-правилами и административными действиями это обеспечивает целостность и непротиворечивость информации. Периодическое обновление версий DOCS Open, получаемое в рамках программы подписки (SSS — Software Subscription Service), позволяет не опасаться, что предприятие останется с устаревшей версией системы.
Для перевода бумажного архива в электронный вид приобретен широкоформатный сканер Vidar TruScan Select (в комплектации Base с оптическим разрешением 400 dpi). При сканировании ветхих носителей используется специальный защитный пластиковый конверт. Полезным дополнением к сканеру служит программа гибридного растрово-векторного редактирования Spotlight: выигрыш от ее использования состоит в быстрой переработке отсканированных бумажных чертежей и создании на их основе новых документов. Разумеется, с помощью этой программы можно восстанавливать и пришедшие в негодность уникальные оригиналы (используется цикл сканирование — редактирование — распечатка).
Печать разработанной документации осуществляется в подразделениях на струйных плоттерах HP, а централизованная печать (в том числе отсканированных документов) — на лазерных плоттерах формата A0 (чертежи) и A3 (текстовые документы и малоформатные чертежи).
Для решения задач нормоконтроля и просмотра широкоформатных чертежей недавно приобретен видеопроектор.
Без преувеличения, самым важным аспектом внедрения была настройка системы на специфику предприятия и разработка схем работы с документацией в электронном виде. Установившаяся в пилотном проекте схема работы позже претерпела несколько переработок, учитывавших изменения в организации работы сотрудников.
Эффект от внедрения системы
- За счет использования мощных информационно-поисковых средств DOCS Open уменьшилось время поиска электронной документации.
- Обеспечен централизованный доступ к «базе знаний» — существующим разработкам трех отделов. Теперь даже при болезни сотрудника или его уходе с завода все наработки остаются в распоряжении предприятия. Происходит постоянное накопление базы данных.
- Документы были упорядочены и подготовлены к следующему этапу автоматизации — внедрению системы управления информацией об изделии и проектными данными PartY. Внедрение системы PartY не потребовало изменения структуры хранимой в архиве информации.
- Осуществляется поэтапный перевод бумажной документации архива в электронную форму для последующего оперативного доступа к этой документации по сети. Таким образом уменьшаются затраты на специальную бумагу для светокопировальных машин. Отказ от использования аммиачного процесса получения копий имеет плюсы с точки зрения экологии.
Планы и перспективы развития
Развитие системы продолжается непрерывно. Сейчас к ней имеют доступ конструкторские и технологические подразделения завода; в перспективе — подключение цеховых служб и других подразделений.
Важным этапом развития системы является разработка идеологии полного электронного документооборота с учетом применения DOCS Open, PartY и LS Flow. В настоящее время концепция работы с электронными документами переосмысливается с учетом интересов различных подразделений завода.
Постепенно (по мере обращения) переводится в электронную форму с последующей регистрацией в DOCS Open актуальная архивная документация на бумажных носителях.
В ближайшее время планируется осуществить поэтапный переход на трехмерное проектирование (по мере совершенствования станочного парка и повышения квалификации персонала). Сейчас ведется выбор системы, максимально отвечающей потребностям предприятия. Намечен переход и на новую версию AutoCAD. Но в любом случае ядром комплексной системы автоматизации проектирования и подготовки производства на ОАО «Борец» будет система TDM/PDM, построенная на основе DOCS Open и PartY.
Иллюстрации приведены с любезного разрешения ОАО «Борец».
заместитель генерального директора ОАО «Борец»
по компьютерной технике
Н. В. Ширяев,
исполнительный директор компании «Лоция Софт»
E-mail: sales@lotsia.com
Скачать статью в формате PDF — 612.9 Кбайт |