О программном комплексе GeoniCS ЖЕЛДОР я впервые услышал на пользовательском семинаре группы компаний CSoft, проходившем 3 октября 2006 года. По роду своей деятельности я занимался проектированием новых железных дорог, и программные комплексы, способные облегчить жизнь инженера, меня очень интересовали. Ну, а GeoniCS ЖЕЛДОР увлек особенно: чтобы иметь возможность изучать эту программу и работать с ней, я поменял место работы…

Изучение программного комплекса началось с проектирования новой железнодорожной линии, которая будет проложена на востоке страны — этим проектом я занимался еще на прежней работе. Предстояло запроектировать железнодорожную линию четырьмя категориями и сравнить полученные результаты по капитальным вложениям и эксплутационным расходам. Проект является основой для диссертационной работы, которую я пишу на кафедре «Изыскания и проектирование железных дорог» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

Задание на проект (карту масштаба 1:25000) я получил в бумажном виде. Оцифровав карту средствами GeoniCS ЖЕЛДОР, получил триангуляционную модель местности, которая служит основой для проектирования (рис. 1). Цифровая модель местности (ЦММ) может быть импортирована и из других программ.

Рис. 1. Триангуляционная модель местности Рис. 1. Триангуляционная модель местности

На основе ЦММ были построены план, профиль и поперечные профили.
При проектировании продольного профиля не раз обнаруживались недостатки в плане линии, при исправлении плана менялся профиль — неточности быстро выявлялись благодаря тому, что работа с проектом осуществляется в единой системе. Очень удобно, что план, профиль и поперечники размещены в одном окне (рис. 2).

Рис. 2. Интерфейс программы Рис. 2. Интерфейс программы

Еще один плюс GeoniCS ЖЕЛДОР — таблица ограничений (рис. 3 и 4), где собраны нормы проектирования, такие как минимальная прямая вставка (причем с учетом того, направлены кривые в одну сторону или в разные), минимальные радиусы круговых кривых и т.д. Эти таблицы позволили сосредоточить основное внимание не на нормах проектирования, а на проектной части работы, поскольку при нарушении норм программа сразу выдавала предупреждение.

Рис. 3. Таблица ограничений прямых Рис. 3. Таблица ограничений прямых
Рис. 4. Таблица ограничений кривых Рис. 4. Таблица ограничений кривых

При выполнении проекта не обошлось и без затруднений. Шаблоны плана профиля и поперечного сечения, предлагаемые программой, меня не устраивали, поэтому я составил свои, а при проектировании линии оставшимися тремя категориями использовал уже собственные шаблоны.

Программа относится к «тяжелым» САПР, но на изучение ее возможностей ушло не больше недели. Возможно, такому быстрому освоению GeoniCS ЖЕЛДОР способствовали русский интерфейс программы (рис. 2) и всплывающие подсказки (рис. 5 и 6). Очень часто приходилось пользоваться функциями AutoCAD.

Рис. 5. Всплывающие подсказки на продольном профиле Рис. 5. Всплывающие подсказки на продольном профиле Рис. 6. Всплывающие подсказки на плане линии Рис. 6. Всплывающие подсказки на плане линии

GeoniCS ЖЕЛДОР вдвое ускорил процесс проектирования: если раньше получение всех необходимых чертежей и объемов работ требовало двух месяцев, то теперь всё было готово уже через месяц.

На мой взгляд, GeoniCS ЖЕЛДОР — одна из лучших САПР, работающих на платформе AutoCAD; используя этот программный комплекс, я планирую написать диссертационную работу. GeoniCS ЖЕЛДОР уже помог сократить время проектирования — надеюсь, не подведет он и в будущем!

Дмитрий Сорокин,
ведущий инженер CSoft,
аспирант кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог»
Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)
Тел.: (495) 069−4488
E-mail: sorokin@csoft.ru